Microsoft хочет купить Yahoo

Один из самых невероятных слухов, будораживших мировую IT-индустрию, неожиданно получил свое подтверждение: 1 февраля корпорация Microsoft заявила о намерении целиком купить интернет-компанию Yahoo!. Новость об этом вызвала негативную реакцию со стороны многих пользователей.

События в тот роковой день развивались стремительно. Microsoft с самого начала предложила за акции компании Yahoo! вполне конкурентоспособную цену. Главный исполнительный директор Microsoft Стив Баллмер в специальном обращении к акционерам предложил купить все выпущенные в обращение ценные бумаги Yahoo! из расчета 31 USD или 0,9509 акции Microsoft за акцию Yahoo!. Microsoft дает каждому держателю акций Yahoo! возможность выбора: получать деньги наличными или в виде ценных бумаг. Общая сумма сделки в результате составит 44,6 миллиарда USD - это абсолютный рекорд для мировой IT-индустрии.

Несмотря на то, что действия софтверного гиганта формально классифицируются как "недружественное поглощение", условия оказались очень даже хорошими. Предложение Microsoft на 62% превысило курс ценных бумаг Yahoo! по состоянию на вечер 31 января. После появления сведений о грядущем суперпоглощении на торгах 1 февраля стоимость акций Yahoo! разом подскочила на 61% (до 30,80 USD за штуку), по сравнению с их стоимостью днем ранее. Зато цена акций Microsoft упала на 75 центов - до 31,85 USD за акцию.


В нужное время и в нужном месте

Аналитики дружно признали: в Microsoft выбрали очень удачный момент. За несколько дней до предложения Стива Баллмера руководство Yahoo! объявило о грядущем сокращении тысячи сотрудников в целях снижения убыточности компании. После этого, 31 января, совет директоров Yahoo! покинул его бывший глава, Терри Семел. Место Семела, который проработал в Yahoo! семь лет, займет член совета директоров Рой Босток. Тут стоит сопоставить некоторые факты. За то время, пока компанией руководил Терри Семел (с 2001 года), акции Yahoo! подорожали на 148%. Однако в июне 2007 года генеральным директором стал один из основателей компании - Джерри Янг. Главной целью Янга было увеличение цены акций Yahoo!, но ему не удалось этого добиться: с июня 2007 года бумаги Yahoo! подешевели на 32%.

 

Несмотря на все неурядицы последних лет, Yahoo! все еще остается мощной и перспективной компанией со множеством собственных ноу-хау. Это второй по величине поисковик в мире и самый посещаемый портал в Америке. Неудивительно, что Microsoft и ранее делала совету директоров Yahoo! предложение о покупке. Первые два предложения софтверная корпорация озвучила в конце 2006 и начале 2007 года. Тогда руководство Yahoo! отвергло их. Как теперь говорит Баллмер, менеджмент Yahoo! за минувший год не смог добиться качественного прорыва и ситуация по-прежнему неизменна - вот только теперь отказаться от сделки топ-менеджеры интернет-компании уже не смогут.


Палки в колеса

По словам Стива Баллмера, уже разработан план по интеграции обеих корпораций. В Microsoft считают, что объединение позволит экономить ежегодно, как минимум, миллиард долларов - в основном, на инвестициях в сторонние компании-стартапы, делавшихся ради получения их перспективных разработок.

Руководство Microsoft рассчитывает получить все необходимые разрешения у надзорных органов и завершить сделку во второй половине 2008 года. Но вряд ли это будет так просто. К примеру, Антимонопольный комитет министерства юстиции США моментально заинтересовался предложением Microsoft купить Yahoo. Представитель Минюста США Джина Таламона уже 1 февраля заявила: "Антимонопольный комитет заинтересован в изучении конкурентоспособности предложенной сделки. Это все, что я пока могу сообщить". Ну а я напомню, что Microsoft все еще находится под прокурорским надзором по выдвинутому еще в 90-х годах обвинению в монополизме.

В Европе проблем будет еще больше - вспомните, сколько лет подряд Еврокомиссия штрафует Microsoft то за одно, то за другое. 1 февраля, правда, представитель Еврокомиссара по вопросам конкуренции Нили Кроес уклонилась от вопроса по поводу сделки между Microsoft и Yahoo!, заявив: "Комментариев у нас нет". Но, замечу, это та самая Нили Кроес, которая прежде открыто заявляла, что хотела бы увидеть значительное снижение доли рынка Microsoft в Европе.


Вместе против Google

Стив Баллмер совершенно не скрывает того факта, что объединение Microsoft и Yahoo! нужно, прежде всего, для того, чтобы противостоять Google. В послании Баллмера совету директоров Yahoo!, в частности, сказано: "Рынок онлайн-рекламы растет очень быстрыми темпами. В 2007 году его объем составил 40 млрд. USD. К 2010 году этот показатель увеличится до 80 миллиардов. Однако сегодня на рынке доминирует один игрок, который консолидирует свою позицию путем многочисленных приобретений. Вместе Microsoft и Yahoo! могут сформировать явную альтернативу потребителям, рекламодателям и владельцам сайтов. [...] Мы испытываем огромное уважение к Yahoo!, и вместе мы сможем предложить более интересный набор решений для потребителей, издателей и рекламодателей. У нас есть все возможности, чтобы успешно конкурировать на рынке онлайн-услуг".

Между тем, и Microsoft, и Yahoo! серьезно отстают от Google по всем ключевым направлениям интернет-бизнеса. По мнению ряда экспертов, объединение действительно позволит компаниям стать безусловным лидером на рынках мессенджеров (Yahoo! Messenger + MSN Messenger) и бесплатной электронной почты (Yahoo! Mail + Hotmail). Предпосылкой станет то, что совокупная аудитория интернет-ресурсов Microsoft и Yahoo! после объединения значительно превзойдет аудиторию Google. Но рынок поиска в любом случае останется за Google. Общая доля Microsoft и Yahoo! на рынке интернет-поиска составит менее 30%, тогда как доля Google в настоящее время - около 65%.

Вот еще интересное экспертное мнение: опыт Yahoo! может помочь Microsoft в монетизации Facebook. Цитирую: "Связка Microsoft-Yahoo-Facebook имеет наибольшие шансы произвести вторую революцию на рынке интернет-рекламы (после появления контекстной)". Напомню, Microsoft в октябре 2007-го приобрела за 240 млн. USD 1,6% Facebook и теперь присматривается к намного большему пакету акций.

Ну и, конечно, нельзя не учитывать "фактор YouTube". Онлайновое видео стремительно наращивает популярность, так что владение самым известным видеохостингом становится весомым козырем в противостоянии Google с альянсом Microsoft + Yahoo.


Почему же не...

...компания Google купила Yahoo? Действительно, и денег хватает, и поглощение второй по величине интернет-компании позволило бы Google задвинуть всех конкурентов разом в то место, о котором в приличном обществе не упоминают. Но, на мой взгляд, такая сделка невозможна хотя бы потому, что Google и Yahoo! исповедуют принципиально разные модели ведения бизнеса. Так, Yahoo! привержена классическому американскому корпоративному стилю, тогда как Google - это "команда совершенно отвязанных людей". В Google совершенно иначе принимаются решения (любой работник имеет голос), там боготворят Linux (Yahoo! работает исключительно на платформе Microsoft) и свободное ПО. В общем, от слияния Google и Yahoo! вреда явно было бы намного больше, чем пользы.

Виктор ДЕМИДОВ


Справка "КВ":

Компания Yahoo Inc. была основана аспирантами Стэндфордского университета Дэвидом Фило и Джерри Янгом в январе 1994 года. Головной офис компании находится в городе Саннивэйл, штат Калифорния. Yahoo Inc. владеет второй по популярности в мире поисковой системой и предоставляет множество сервисов, объединенных вокруг интернет-портала Yahoo! Directory. Портал включает в себя популярный сервис электронной почты Yahoo! Mail, один из старейших в Интернете. Имеется также собственная развитая служба интернет-рекламы и популярный интернет-пейджер.

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

05 за 2008 год

Рубрика: 

Brand name
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Eugene
Вот черт, столько лет ящику на Y!, придется закрывать :)