Новости


Прослушивание GSM телефонов? Легко!

На прошедшей в Вашингтоне конференции Black Hat D.C. специалисты по безопасности рассказали о том, как сократить время и расходы на прослушивание и расшифровку телефонных разговоров в сетях GSM.

Применяемый в таких сетях алгоритм шифрования с 64-битными ключами A5/1 был теоретически взломан еще 10 лет назад. Последние годы в онлайне можно купить специальное оборудование (правда, довольно дорогостоящее), которое помогает взломать этот шифр. Однако технология, которую разрабатывают некоторые участники конференции, должна взламывать шифр сетей GSM гораздо быстрее и гораздо дешевле. Существующие системы подслушивания звонков GSM стоимостью от $70 тыс. до $1 млн. должны заменить устройства ценой от $1000.


Сотовая связь на... Луне!

Британское ИТ-шное издание Tech.co.uk сообщает, что NASA и Британский национальный космический центр (BNSC) будут сотрудничать в рамках совместного проекта по развертыванию на Луне сети сотовой связи.

 

Дело в том, что NASA планирует построить базу на южном полюсе Луны после 2020 года. Сотовая сеть нужна для того, чтобы обитатели этой базы могли использовать сотовые телефоны точно так же, как и на Земле. Кроме того, с Луны станет возможным позвонить абоненту на Земле - сигнал будет передаваться спутниками, находящимися на лунной орбите. С лунного телефона можно будет скачивать данные со скоростью 3 килобита в секунду и закачивать со скоростью 2 килобита в секунду. BNSC работает над созданием спутников-ретрансляторов, а NASA - над модулем связи.

Вадим СТАНКЕВИЧ


Близится крах традиционной музыкальной индустрии?

В последнее время появляется все больше новостей о новых инициативах в области продажи музыки через Интернет. Причем, не просто продажи, а предложения бесплатных услуг по скачиванию музыки.

Так, например, самая крупная социальная сеть MySpace планирует запустить в скором времени бесплатный сервис для скачивания музыки через Интернет. Владелец MySpace в лице медиакорпорации News Corp. уже ведет переговоры с четырьмя крупнейшими звукозаписывающими компаниями мира - EMI, Universal Music, Warner Music и Sony BMG. У проекта есть уже и свое имя - естественно, MySpace Music.

Бизнес-модель нового сервиса будет выстраиваться следующим образом: пользователи будут скачивать музыку бесплатно, а доходы будут получаться за счет трансляции рекламы. Частью этих доходов MySpace и будет расплачиваться с владельцами музыки. Но при этом авторы идеи хотят использовать и некоторые новые "фишки" в продаже музыки через Интернет. А именно: на сайте будет оставлена специальная ссылка, перейдя по которой, каждый пользователь может добровольно оплатить за то или иное музыкальное произведение.

Ранее, в начале февраля, уже сообщалось, что Universal Music и Sony BMG готовят свой проект под названием Total Music. Смысл его в том, что провайдеры телекоммуникационных услуг за некую абонентскую плату будут предоставлять своим пользователям возможность бесплатного прослушивания музыки, принадлежащей этим компаниям.

В свою очередь, немецкая компания RapidSolution уже запустила свой сервис, который позволяет легально обмениваться музыкальными и видеофайлами. Для этого необходимо предварительно купить за 49 евро специальную программу под названием Audials One, которая будет искать и загружать видео и аудиотреки.

Возможности этой программы таковы, что она может мониторить музыкальные произведения более 100 тыс. артистов и групп на 15 тыс. интернет-радиостанциях. Авторы программы даже берутся утверждать, что она может загрузить до 20 тысяч треков одного жанра за 24 часа.

Добавим сюда феноменальный успех сервиса iTunes от компании Apple, с которым вот уже столько лет пытаются конкурировать все остальные.

Основываясь на подобных тенденциях, исследовательская компания Forrester Research на днях заявила, что, по ее прогнозам, в 2012 году в США продажи музыки через Интернет впервые в истории окажутся больше продаж музыки на дисках. Комментируя полученные выводы, вице-президент Forrester Research Джеймс Макуиви заявил, что "это конец музыкальной индустрии в том виде, в котором мы ее знаем".


BlackBerry начнут продавать в России

Известный смартфон бизнес-класса, который ранее был недоступен отечественным пользователям, начнет продаваться в России уже в первом квартале текущего года.

Это подтвердили два крупнейших российских оператора - МТС и "Вымпелком". Следует отметить, что МТС уже продает BlackBerry на Украине и там смартфон пользуется большим успехом, вплоть до того, что за ними даже выстроилась очередь.

Мобильный телефон BlackBerry производится канадской компанией Research In Motion (RIM) и характеризуется как телефон для бизнеса с повышенной степенью защищенности передаваемых данных. Многие специалисты считают, что именно из-за повышенной степени защиты этот смартфон долгое время не сертифицировали и не выпускали на рынок в странах бывшего СССР.

В любом случае, теперь эти вопросы решены, и компания-производитель этих популярных телефонов повышает свои прогнозы по продажам на 15-20% и планирует довести число подписчиков своих услуг до 14 миллионов человек, что позволит получить ей выручку в размере 1,87 млрд. долл.


Ловить рыбу на мобильном телефоне

Японская софтверная компания FIT разработала компьютерную игру Ippon Zuri. Смысл ее в том, что пользователь закидывает удочку в море и ждет клева. Если рыба заглатывает наживку, на экране появляется игровой автомат. И если в трех секторах выпадают одинаковые цифры, то рыбака ждет настоящий улов. Сигнал поступает в рыбный магазин AkiraSuisan, где "пойманную" рыбу упаковывают и отправляют по адресу "рыболова".

Для участия в "рыбалке" предварительно нужно установить на телефон соответствующую программу и зарегистрироваться через Интернет. Стоимость игры составляет порядка $9 за три сеанса. Сервис пока поддерживается только одним оператором NTT DoCoMoи только в одной префектуре Фукуока. Но можно, наверное, не ошибиться, сказав, что и в других странах у такой игры будет достаточно много поклонников.


iPhone как музыкальный инструмент

На YouTube появилась запись музыкальных экспериментов супругов Деллмур - Марины и Роланда, которые вместе со своим другом с многозначительной фамилией Себастьян Вебер создали музыкальный ансамбль, состоящий из двух iPhone и портативной приставки Nintendo DS.

Чтобы превратить iPhone в музыкальный инструмент, на него были установлены, как сообщается, приложения iAno и PocketGuitar. Уже из их названий можно понять, что эти приложения используются в качестве виртуальных пианино и гитары. А клавиши для игры на этих виртуальных музыкальных инструментах высвечиваются на сенсорной панели смартфона. На Nintendo DS тоже был установлен дополнительный софт в виде музыкальной игры Electroplankton.

Вдохновленное первыми результатами iPhone-трио планирует двигаться дальше и в следующий раз использовать только телефоны. На третий iPhone будет устанавливаться приложение BeatPhone для выполнения функции, аналогичной ритм-гитаре в современных ансамблях.

Сергей ДМИТРИЕВ


Google вновь стимулирует открытые решения

Компания Google решила профинансировать мероприятия по улучшению работы графических редакторов Adobe Photoshop CS и CS2 в среде Wine. Для этого компания Google наняла разработчиков из компании CodeWeavers. Дэн Кегель, разработчик Google и активный участник проекта Wine, уже записал в своем блоге, что Photoshop является одним из тех Windows-приложений, заинтересованность в отношении которых постоянно выражают пользователи операционной системы Linux.

Между тем, компания Google и ранее поддерживала Wine. К примеру, Google использовала данное ПО для запуска под Linux приложения Picasa, которое было разработано для организации и быстрого редактирования любительских фотографий.

Пакет Wine позволяет выполнять на ПК, которые работают под управлением UNIX-подобных операционных систем (чаще всего это оказывается Linux), приложения, изначально написанные для платформы Windows. Проект Wine был основан Бобом Амштадтом в 1993 году с целью обеспечения возможности запуска 16-битных приложений Windows 3.1 в системах GNU/Linux. В ходе работы Wine воспринимает системные вызовы Windows-приложений и подменяет их своими.


Америка прощается с аналоговой связью

Федеральная комиссия США по связи разрешила американским мобильным операторам прекратить обслуживание своих устаревших сетей. Так была подведена черта под эрой аналоговой связи, которая длилась почти четверть века (1983-2008 годы). На данный момент компании AT&T Mobility и Verizon Wireless прекратили обслуживание аналоговых сетей, а Alltel решил сделать эту процедуру как можно менее болезненной для абонентов и будет проводить отключение поэтапно - до сентября 2008 года. В США ожидают, что больше всего от этого шага пострадают жители сельской местности. Однако горожане не испытают практически никаких неудобств.


Nokia продвигает мобильные проекторы взамен дисплеев

Интересное интервью дал не так давно главный технический руководитель Nokia Боб Януччи. Главной новостью можно считать сообщение о том, что инженеры компании работают над проектом по использованию мобильных проекторов вместо дисплея. Правда, технология находится еще на ранней стадии развития. А пока будут просто расти диагонали дисплеев. Цитата: "В следующем году появится много девайсов с большими дисплеями. Так что не будет прощения тем, кто не представит мобильные устройства с экраном от ноутбука".

Во-вторых, руководитель технического отдела уверен, что через несколько лет пользователи не будут думать о пропускной способности беспроводных сетей. Причина - широкое распространение широкополосных технологий. При этом конкурентная борьба в ближайшее время развернется не между устройствами, а между сервисами и ПО. Цитата: "Через семь лет все устройства будут поддерживать высокоскоростные сети, иметь низкое энергопотребление и долгое время автономной работы. Это причины, по которым мы устроили реорганизацию компании".


Microsoft открывает секреты

Microsoft пообещала в ближайшее время раскрыть программные интерфейсы (API) для своих основных продуктов и предоставить к ним свободный доступ. Речь идет об ОС Windows Vista, Windows Server 2008, СУБД SQL Server 2008 и офисный пакет Office 2007. Также будут опубликованы 30 тыс. страниц документации по клиентским и серверным протоколам, а несколько позднее - такая же документация по Office 2007 и другим популярным продуктам. Все это будет выложено на сервере корпорации.

Напомню, что нежелание Microsoft раскрыть протоколы и API стало причиной множества разбирательств с надзорными органами США и Евросоюза и другими компаниями, а также многомиллионных штрафов. К примеру, Еврокомиссия была недовольна тем, что Microsoft требует от конкурентов платы за подробную информацию о взаимодействии программ с Windows. Ну а в США Microsoft до сих пор находится под антимонопольным надзором из-за подозрения в "злоупотреблении доминирующим положением на рынке".

До сих пор партнерам Microsoft для доступа к такого рода информации требовалась лицензия на доступ к коммерческой тайне корпорации. Теперь нет, однако, как утверждает нынешний глава Microsoft Стив Балмер, "решение о раскрытии информации мало повлияет на финансовые показатели компании".


Российские компании откупаются

BSA (Business Software Association) опубликовала очередной анализ ситуации с соблюдением законодательства в области корпоративного ПО и борьбе с пиратством в России в 2007 году. В отчете, в частности, сказано, что правоохранительные органы РФ проверили 599 компаний и выявили в их деятельности незаконное использование ПО членов BSA. При этом общие затраты российских компаний на легализацию ПО и урегулирование отношений с правообладателями составили 2.598.300 USD. Однако по результатам проверок российских компаний было возбуждено 264 уголовных дела по факту использования нелицензионного ПО, тогда как в 2006-м - только 114 дел.

С 2005 по 2007 годы количество приговоров по правообладанию ПО, вынесенных судебными органами РФ, выросло в 17 раз и составило 85. На основании судебных приговоров были осуждены как директоры, так и IТ-специалисты компаний. В BSA также отметили позитивную динамику по своим арбитражным делам: количество выигранных исков неуклонно растет. Первый арбитражный иск выигран уже и в 2008 году. Это случилось в Ростове-на-Дону.


Телефон на водороде

Создан первый действующий прототип сотового телефона на водородном топливе. На основе модели MOTOSLVR L7 его разработали компании Motorola и Angstrom Power. Как поясняют инженеры компаний, водород, необходимый для работы аппарата, добывается из воды. Она, в свою очередь, расщепляется на молекулы водорода и кислорода в специальном настольном устройстве (это и есть зарядник). После этого наполненный водородом картридж вставляется в мобильник. Как сказано в пресс-релизе, батарея экспериментальной модели работает в два раза дольше стандартных решений, а для ее подзарядки требуется всего 10 минут.

Виктор ДЕМИДОВ


Наночастицы меняют свойства жидкостей

К возникновению новых типов линз фото- и видеокамер, дисплеев мобильных телефонов и прочих микромасштабных жидкостных устройств может привести открытие ученых Нью-йоркского Политехнического Института Ренсселаера, которые продемонстрировали, что жидкости со встроенными наночастицами проявляют улучшенные эксплуатационные качества и стабильность при воздействии на них электрическим полем.

Манипуляция маленькими объемами жидкости является важной операцией для жидкостных цифровых дисплеев, оптических устройств и микроэлектромеханических систем. Большинство же современных исследований в области подобных систем было связано с обычными или чистыми жидкостями. Однако, как было показано, по сравнению с ними, жидкости с различными внедренными наночастицами обладают некоторыми привлекательными особенностями, например, повышенным теплообменом и капиллярными свойствами.

Капля водного раствора, содержащего наночастицы теллурида висмута, была помещена на кремниевую подложку, покрытую фторопластом. При воздействии электрическим полем на каплю было обнаружено существенное изменение угла, под которым капля контактирует с подложкой. Данное изменение было более заметным, по сравнению с жидкостями без наночастиц, которые исследовались при тех же условиях.

Возможность легко изменять краевой угол смачивания капли наножидкости потенциально может иметь широкое применение для эффективного перемещения жидкостей в микросистемах, охлаждения компьютерных чипов или при создании новых методов фокусировки линз в миниатюрных камерах. Кроме того, весьма вероятны разработки по созданию полностью интегрированных микро- и наноразмерных систем теплоотвода, не требующих насоса.

Павел ПАВЛОВ


Телефон дорожного движения

Интересный эксперимент провел калифорнийский Центр инновационного транспорта (California Center for Innovative Transportation) при поддержке компании Nokia и Калифорнийского университета в Беркли. Около 100 студентов-добровольцев вооружились экспериментальными телефонами Nokia и отправились кататься по соседнему скоростному шоссе. Все телефоны были оснащены GPS-приемниками и постоянно передавали данные о положении и скорости машин на пункт компьютерной обработки. Таким образом ученые надеялись выявить закономерности, которые управляют поведением машин в движущемся потоке, и на основе этих знаний разработать более совершенные способы управления трафиком. По мнению исследователей, подобный способ наблюдения за ситуацией на дорогах способен выдавать намного более ценную и актуальную информацию, чем фиксированные камеры наблюдения или сенсоры на дорожном полотне. Естественно, что в развитии подобных технологий кровно заинтересованы и производители мобильных телефонов - тем более, что интеграция GPS-модулей в мобильники понемногу становится стандартом. Пока что результаты мониторинга обнадеживают, поскольку следующий эксперимент исследователи хотят провести уже с 1000 участников и намного большим охватом территории.


Восток - дело тонкое

Интересное исследование провели ученые из Массачуссетского технологического института. Группа ученых под руководством Джона Габриели (John Gabrieli) решила проверить на практике, действительно ли отличается механика мышления и восприятия мира представителями востока и запада. Традиционно считается, что "западное" мышление более аналитично и склонно рассматривать объекты независимо от окружения, в то время как "восточное" больше склонно к целостному восприятию. Но как проверить философские системы и рассуждения научным методом? Оказалось, это возможно. Ученые попросили 10 добровольцев из числа недавно приехавших из Восточной Азии и 10 коренных американцев пройти серию простых тестов. Испытуемым демонстрировался отрезок прямой линии внутри квадрата. Затем их просили оценить, были ли линии в различных тестах одинаковой длины (независимо от величины квадрата) или как длина линии соотносилась с величиной квадрата. Оба теста были достаточно простыми и с ними одинаково успешно справились обе группы испытуемых. Однако наиболее интересный момент заключался в том, что во время тестов за их мыслительной активностью наблюдали при помощи функционального магниторезонансного аппарата (fMRI), позволяющего определить, какие участки мозга лучше снабжаются кровью, а значит, активнее действуют. Как выяснилось, несмотря на простоту задачи и одинаковые результаты, американцы значительно сильнее "напрягали мозг" в ситуациях, когда надо было соотнести размеры объектов. Азиаты, наоборот, практически не напрягаясь, справлялись с этой задачей, но оценка абсолютной величины отрезка давалась им труднее. Причем, что интересно, различия в интенсивности мыслительных процессов были тем больше, чем более близко испытуемый ассоциировал себя со своей культурой (степень ассоциации проверялась при помощи опросника). Так что "восток" и "запад" действительно отличаются, причем, по словам ученых, "степень различия между культурными группами просто удивительна".


Наноткань генерирует энергию

Интересную разработку представила группа ученых под руководством профессора Жонга Лин Ванга (Zhong Lin Wang) из университета Джорджии. Ученые создали полимерные волокна, которые при деформации могут вырабатывать электричество. Собственно, волокна служат в данном случае только в качестве несущей основы - энергия производится в специальном покрытии из наночастиц, которое на них наносится. Покрытие состоит из наночастиц оксида цинка, часть из которых, в свою очередь, покрыта тонким слоем электропроводящего материала - в данном случае, золота. При изгибании наночастиц оксида цинка проявляется пьезоэлектрический эффект и на них создается небольшое электрическое напряжение. Позолоченные частицы, в свою очередь, тесно соприкасаются с обычными наночастицами и позволяют это напряжение использовать. По оценке создателей, квадратный метр ткани из такого материала позволит вырабатывать около 80 милливатт электроэнергии - вполне достаточно для питания небольших электронных устройств. Плюс этой технологии в том, что электричество в ткани будет вырабатываться при любом движении - достаточно чтобы составляющие ее нити испытывали минимальные деформации и взаимные перемещения. Надо сказать, что в прошлом году эти ученые уже создали на основе наночастиц оксида цинка электрогенератор, который преобразовывал в электрический ток механическое перемещение частей - фактически, любую вибрацию. Так что теперь разработка перешла на следующий уровень и явно приближается к возможности практического использования. Правда, по словам разработчиков, пока что готовая электрогенерирующая наноткань получается настолько дорогой, что ее практическим применением заинтересоваться сейчас могут только военные. Но сама идея выглядит весьма красиво и, скорее всего, будет разрабатываться и дальше. По сравнению с ней описанный, например, в прошлом номере наколенный электрогенератор обладает всей красотой и изяществом паровоза. Подробности об этой разработке можно найти в журнале Nature.

Константин АФАНАСЬЕВ


Коммерческая реализация "мозгового интерфейса"

Устройства, использующие BCI (brain-computer interface) и позволяющие помаленьку управлять компьютером при помощи мысли - уже реальность. Но пока это были лишь прототипы, находящиеся в состоянии разработки или окончательной доводки. А вот компания Emotiv показала на конференции Game Developers Conference 2008 работающий вариант подобной системы, коммерческая реализация которой намечена уже на конец текущего года.

Как и прочие разработки, Emotiv EPOC представляет собой "шлем" с электродами, улавливающими сигналы, сопровождающие мыслительную активность пользователя, и специализированный софт, способный эти сигналы обрабатывать и генерировать на их основе управляющие команды.

Согласно информации специалистов Emotiv, их устройство способно определить простейшие команды (например, "направо", "налево", "прыжок", "бросить", "тянуть" и пр.), а также до 30 различных состояний пользователя, включая эмоции и мимику. Для "наладки" EPOC под конкретного пользователя сначала нужно пройти несколько тестов: грубо говоря, "усиленно думать" предложенные программой настройки действия. Чем-то напоминает процесс калибровки джойстика или "привыкание" к голосу софта голосового управления.

Показанная на GDC 2008 система - реально работающий прототип, находящийся буквально в шаге от коммерческой реализации. По утверждению разработчиков, приобрести EPOC, вместе со специально под него разработанной игрой, можно будет уже в конце текущего года. А стоимость этой считывающей мысли машины установлена в размере всего $299. На сайте компании предварительный заказ можно сделать уже сейчас.


Мобильный компьютер нового поколения

На проводимом компанией Microsoft конкурсе Next-Gen PC Design (www.nextgendesign-comp.com) определились финалисты. Все перечислять не имеет смысла (хотя интересных идей там полно). Остановлюсь на одном - портативном ПК, названном Momenta PC. В нем концептуально все. Начиная от внешнего вида и способа использования и заканчивая операционной системой (имеется в виду Microsoft SLIM, которой еще нет в природе).

Внешне Momenta PC представляет собой стильный киберпанковский... ошейник. Причем дизайнеры продумали варианты как "для мальчиков", так и "для девочек". Но суть не в дизайне и даже не во вполне симпатичном внешнем виде. А в самом использовании мобильного ПК.По задумке создателей, Momenta PC сможет обеспечить работу с Интернетом и электронной почтой в любом месте при помощи проецируемого на любую ровную поверхность виртуального экрана и нового интерфейса, использующего жесты. Впрочем, если рядом оказалось какое-нибудь устройство c Wi-Fi, то можно и к нему подключиться, благо, модуль беспроводного интерфейса дизайнеры предусмотрели.

Кроме того, Momenta PC позволит при помощи встроенной камеры записывать видео. Причем, делать он это будет самостоятельно. Как только ритм сердцебиения пользователя увеличится, компьютер автоматически включит камеру с тем, чтобы не пропустить "тот самый момент" - смешную шутку, первую улыбку ребенка, проносящуюся мимо шикарную машину или проходящую, опять же, шикарную девушку. Расчет на то, что пока мы сообразим, что "вот это было бы неплохо заснять", момент может быть упущен. В случае же с Momenta PC, автоматом снимающего на видео все, что взволновало пользователя, "для потомков" может сохраниться вагон и маленькая тележка всяких разностей, из которых состоит наша жизнь.

Какой-либо подробной технической информации о Momenta PC, понятное дело, нет. Зато на сайте конкурса можно внимательно изучить все дизайнерские задумки, которые могут быть реализованы в этом ПК. Если за его разработку хоть когда-нибудь да возьмутся.

Макс МАГЛЯС


Инженеры составили план на XXI век

Обратный инжиниринг мозга, добыча электричества из термояда, улучшение виртуальной реальности и управление круговоротом азота - вот некоторые из списка самых важных и вполне решаемых задач, стоящих перед человечеством на ближайшее столетие. Список из 14 таких глобальных проблем опубликовала Национальная академия инженерного дела США. В его составлении принимали участие эксперты из разных областей науки, в том числе знаменитый генетик Крейг Вентер, футуролог Рей Курцвейл (председатель комитета) и сооснователь компании Google Ларри Пейдж.

Рей Курцвейл отметил, что все большее количество областей деятельности человечества становятся областями информационных технологий. Сейчас даже здравоохранение и медицина переходят в разряд вычислительных задач. Это значит, что развитие этих областей неизбежно ускоряется, поскольку начинает подчиняться закону ускорения возврата вложений, который является следствием из закона Мура по отношению к научно-технологическому прогрессу.

Кроме четырех вышеперечисленных, план на столетие содержит следующие пункты:

  • Сделать солнечную энергию экономичной
  • Разработать автоматические инструменты для осуществления научных открытий
  • Предотвратить ядерный террор
  • Обезопасить киберпространство
  • Разработать методы извлечения углекислого газа из атмосферы
  • Улучшить медицинскую информатику
  • Обеспечить доступ к чистой воде
  • Восстановить и улучшить городскую инфраструктуру
  • Улучшить методы персонального обучения
  • Создать лучшие лекарства и медицинские приборы

Всю информацию можно найти на сайте www.engineeringchallenges.org.

Анатолий АЛИЗАР

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

08 за 2008 год

Рубрика: 

С миру по байту
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!