Главное - маркетинг?

Microsoft - очень уж интересная компания для того, чтобы удержаться лишний раз от перемывания ей косточек. На сей раз поводом к этому послужит одна интересная мысль: а была ли эта корпорация хоть в чём-нибудь первопроходцем? И что же главное в ИТ-индустрии - оригинальные технические решения или хороший маркетинг?

Поводом к этим размышлениям послужило прочтение на одном форуме обсуждения того, что новая, следующая за Windows Vista, версия операционной системы от Microsoft будет в полной мере поддерживать работу с сенсорными экранами. Многие упрекали Microsoft в том, что она существенно запаздывает в своих технологиях и эта возможность не является такой уж новаторской, поскольку давно реализована в MacOS.

В общем-то, я не думаю, что это так уж плохо - заимствовать чужие идеи. В конце концов, спектр идей ограничен, и не может ни одна компания, даже такая большая, как Microsoft, выдавать на-гора каждый месяц (или даже каждые полгода) что-то очень уж свежее и оригинальное. Однако дело здесь даже не в заимствовании идей как в таковом. Дело в том, что, если окинуть взглядом историю Microsoft'овских успехов, то можно придти к выводу, что, кроме заимствования чужих идей, Microsoft в техническом плане давно уже ничего особенного не делала.

Чтобы не быть голословным, приведу список таких заимствований. Самая первая операционная система Microsoft, MS-DOS, была построена на основе купленной у другого разработчика системы QDOS, которая сама заимствовала идеи и принципы работы у системы CP/M. Оконный интерфейс, появившийся в системе Windows, был подозрительно похож на тот, который уже был раньше предложен компанией Apple (любознательные найдут с помощью "Гугла", где раздобыла идеи интерфейса сама Apple). Программа, которую Стив Балмер назвал недавно лучшим продуктом компании Microsoft, - браузер Internet Explorer - была создана на основе кодов Mosaic'а. И значительная часть того, что есть в этом браузере, тоже была придумана не в Microsoft, а в Netscape, которую Microsoft потом собственными руками задушила. Кстати, может быть, и рановато задушила, - возможно, сейчас бы мы стали свидетелями ещё более интересных вещей, которые могли бы появиться в браузере. Microsoft Visual Studio (вот, кстати, тот продукт, который можно было бы назвать лучшим с куда большими основаниями) стал на ноги только тогда, когда за работу над ним взялся создатель конкурирующего с Microsoft'овскими продуктами Delphi, а .NET Framework по своей идеологии существенно похож на Java... Это случайно вышло? Не думаю. В наши дни Microsoft верна собственным традициям. У Adobe взята идея Flash'а и на её основе сделан Silverlight. Ну а теперь вот, как видите, и до поддержки сенсорных экранов добрались...

Что же позволяет Microsoft успешно выходить на устоявшиеся рынки и захватывать их с помощью продуктов, мало отличающихся от тех, которые являлись на этих рынках практически монополистами? Вопрос интересный, не так ли? Заманчивее всего сказать "деньги". Ну, в общем-то, ответ верный, потому что, в конечном счёте, в деньги упирается очень многое. Только ключевое понятие в данном контексте не деньги, а то, что с помощью этих денег реализуется. А именно - маркетинг. Ведь даже за большие деньги можно сделать совершенно бездарную маркетинговую кампанию, не так ли?

 

Важна реклама, хотя, конечно, это и не единственный компонент продвижения товаров на рынке. Рекламные кампании Microsoft всегда очень агрессивны, они навязывают пользователю товар. Возможно, вы слышали, что уже случались скандалы, когда многие партнёры Microsoft под давлением корпорации вынуждены были покупать продукт именно её производства, хотя качество продукта конкурентов было более предпочтительно для покупателя. Хотя, конечно, возможно, что это были происки конкурентов - наверняка ничего утверждать не смею.

Впрочем, маркетинг - это не просто реклама. Это, во многом, и исследование рынков сбыта товара. Когда корпорация Microsoft берёт идею популярного программного продукта и реализует её под собственным брендом, то она экономит очень много денег на исследовании рынка. Если продукт, который копируется, популярен, значит, пользователям он нужен. А если раструбить о своём продукте достаточно громко (вот тут-то деньги и пригодятся), то и люди начнут пользоваться этим продуктом, а не конкурирующим. Это проще и гораздо дешевле, чем изобретать какие-то новые технологии, открывать новые рынки, исследовать аудиторию пользователей.

Возможно, я и не совсем справедлив к Microsoft, поскольку разных продуктов в её арсенале так много, что хотя бы бегло ознакомиться с ними всеми представляется делом долгим и затруднительным. Поэтому приношу извинения, если кого-то обидел. Однако самые успешные продукты корпорации построены именно по той схеме, о которой я говорил выше. Это не хорошо и не плохо, это просто способ зарабатывать деньги по-Microsoft'овски. И здесь есть чему поучиться.

Вадим СТАНКЕВИЧ,
dreamdrusch@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

22 за 2008 год

Рубрика: 

Размышлизмы
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя mike
Как говорилось в известном мультике, главное - хвост! Перекупка успешных - вот главное. А бабки занимаются. Поначалу, ессно.