Мультимедийные баталии

Думаю, то слово, которое будут произносить люди будущего, желая охарактеризовать первое десятилетие двадцать первого века, будет звучать довольно просто. Это - "мультимедиа". Именно пышным расцветом мультимедийных технологий характеризуется время, в котором мы с вами сейчас живём.

В общем-то, если вы скажете, что на самом деле расцвет, собственно, самих технологий уже миновал, и сейчас всё, что можно назвать мультимедийными технологиями, уже представляет собой вполне зрелую и устоявшуюся рыночную нишу, то спорить с вами будет довольно сложно. Однако сейчас мы наблюдаем расцвет не столько в смысле технологического прорыва, сколько в смысле прорыва социального: мультимедийные технологии стали способными не только на покорение общества, но и на его изменение.

На мой взгляд, именно способы создания и просмотра визуальной информации сыграли наибольшую роль в популярности Всемирной паутины. В этом нет ничего удивительного: по статистике, более двух третей всех людей на нашей планете - визуалы. Так называют людей, для которых основным каналом восприятия информации является зрение и которые, кроме того, в процессе мышления оперируют именно визуальными образами. Помимо них, существуют ещё аудиалы (те, кто получает информацию преимущественно на слух и оперирует звуковыми образами), кинестетики (те, кто получает информацию на ощупь и оперирует соответствующими образами) и дигиталы (люди, склонные к логическому мышлению и оперирующие абстрактными образами и понятиями). Учитывая, что дигиталы получают информацию тоже преимущественно по визуальному каналу восприятия, а мультимедиа охватывает не только изображение, но и звук, несложно посчитать, для какого процента человечества мультимедийный контент - самый удобный способ воспринимать информацию. Фактически, неохваченными остаются только бедные кинестетики, которым приходится труднее всех в информационную эпоху.

Но это всё присказка. Сказка или, вернее, суровая реальность состоит в том, что за мультимедийными технологиями стоят большие деньги, а потому поставщики продуктов для работы с мультимедийным контентом настроены на то, чтобы урвать свой кусок этого лакомого пирога. Я говорю сейчас больше не о производителях "железа", а о производителях софта - с аппаратным обеспечением всё более-менее понятно, технологический прорыв уже позади, и роли более-менее распределены. В принципе, на рынке мультимедийного софта тоже всё более-менее поделено, но это совсем не означает, что те, кто привык получать хорошие барыши при любой расстановке сил, не хотели бы переделить всё по-новому.

Самые крупные игроки на рынке мультимедийного программного обеспечения - это, конечно, Adobe и Apple. Они, в общем-то, пока там неплохо уживались, потому что их продукты не столько конкурировали, сколько дополняли друг друга. Однако сейчас всё изменилось. Ключевой мультимедийной технологией в мире Web 2.0 стала такая вещь, как Adobe Flash. Это послужило причиной того, что Microsoft и Apple просто не смогли остаться в стороне. Microsoft уже давно выпустила вторую версию Silverlight - конкурирующей с Flash технологии, а Apple совсем недавно, по слухам, приступила к разработке собственного её аналога. Чем не мультимедийные войны?

 

На самом деле, конечно, войны войнами, но пользователям гораздо интереснее не столько сами войны между производителями софта, сколько то, что именно это несёт им. К сожалению, ничего положительного.

Flash - хорошо продуманная и устоявшаяся технология, фактически стандарт де-факто для баннеров, видеороликов, игр и прочего, что можно засунуть на web-страницы. Львиная доля пользователей имеет установленные плагины для проигрывания Flash-роликов в браузере, а потому аналогичным технологиям от Microsoft и Apple предстоит себе пробивать дорогу потом и кровью.

С Silverlight всё просто. Microsoft встроит эту технологию в Internet Explorer, и её распространение среди пользователей будет обеспечено. Среди производителей контента всё будет сложнее, однако, вероятно, для мультимедийных сайтов наверняка не замедлят последовать какие-нибудь лакомые предложения от редмондского гиганта. Хуже то, что, например, самый крупный на сегодняшний день сайт онлайнового видео YouTube.com принадлежит главному конкуренту Microsoft, Google. И при этом использует вражескую технологию Flash. Есть соблазн сделать технологическую подножку и несколько урезать совместимость Flash с Internet Explorer'ом, не так ли? Нечто аналогичное вполне можно ожидать и с Apple'овским браузером Safari. Я ни в коем случае не обвиняю ни Microsoft, ни Apple в нечистоплотности, просто констатирую тот факт, что существует соблазн нечестной борьбы.

Думаю, даже если всё будет не так и плохо, всё равно обилие технологий приведёт к разброду и шатаниям. Часть сайтов не будет принимать баннеры в формате Silverlight, а часть, напротив, во Flash. Война форматов никогда не была приятным временем для пользователей, а потому и мультимедийные войны между Microsoft, Adobe и Apple - повод насторожиться и приготовиться переждать неприятное время.

Вадим СТАНКЕВИЧ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

25 за 2008 год

Рубрика: 

Размышлизмы
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!