Новости сообщества GNU/Linux

Живой Debian Lenny, мятежный Квебек, "Наёмник", Mesa 7.1, русификация Blender


Debian Lenny LiveCD

В связи со скорым выходом Debian "Lenny" появилась и первая ласточка. Участники проекта Debian Live представили бета-версии целой серии "живых дисков", созданных на базе Lenny (permalink.gmane.org/gmane.linux.debian.devel.announce/1265). Поддерживаются платформы х86 и amd64. В эту серию входят образы для СD\DVD и флэш-дисков. Напомню, LiveCD - это дистрибутив, который не нужно устанавливать на жёсткий диск и который можно запускать прямо с CD-диска или флэшки.

Проще говоря, эти LiveCD Lenny являются аналогами дисков Ubuntu. Точно так же диски Debian Live делятся по используемому в них рабочему окружению: есть образы на основе KDE, Gnome, XFCE. Имеется даже чистый консольный вариант без всякой графики. Так же, как и Ubuntu, данные дистрибутивы можно установить на жёсткий диск.

Таким образом, у всех желающих появилась возможность потрогать и оценить предстоящий релиз Debian. Финальный выход Lenny запланирован на сентябрь 2008 г.

 


Мятежный Квебек

Отечественного производителя нужно любить и уважать. Иначе отечественный производитель может очень сильно обидеться - как это произошло в канадской провинции Квебек (facil.qc.ca/en/media/20080828-facil-contests-the-quebec-government-purchasing-methods-for-software). Здесь местная ассоциация поддержки свободного софта FACIL очень сильно обиделась на бюрократов из органов власти Квебек за то, что они игнорируют интересы местных разработчиков и интеграторов свободных программ и закупают решения исключительно у гигантов Microsoft и Oracle. Участники ассоциации оскорбились до такой степени, что даже непатриотично подали судебный иск против родной администрации провинции. Властям вменяется в вину использование "лазеек" в законодательстве, позволяющих закупать без проведения тендера программное обеспечение для своих бюрократических нужд. Требованием истцов является обязательное использование властями конкурсной системы для выбора поставщика программного обеспечения.

По этому случаю тут же вспоминаются намерения нашего белорусского минобразования закупить для школ исключительно продукты от Microsoft. У нас не так сильно развита IT-индустрия, как в Канаде, нет юридических лиц создателей и интеграторов свободного ПО. И уж тем более нет ассоциации таких разработчиков, которые смогли бы постараться лоббировать свои интересы. Поэтому наш белорусский чиновник спит спокойно. Разве что белорусские линуксоиды на форумах побрюзжат немного.


"Пингвины-наёмники"

Игры - двигатель научно-технического прогресса. Ещё раз в этом можно убедиться на примере робота, созданного специально для игры в пейнтбол (zero-op.com/mercenary). Это чудо техники называется "The Mercenary" (Наёмник) и представляет собой напичканную сервоприводами треногу, на которой находится автоматизированная во всех смыслах этого слова башня-турель. Она может отслеживать движущиеся объекты, обрабатывая видео в реальном времени, и на основании полученных данных использовать прогнозирующие логические методы, дабы нанести разящий удар по неприятелю. Робот имеет систему определения "свой-чужой" и способен воспринимать команды. Естественно, самое главное это то, что "Наёмник" работает под управлением Linux. На сайте разработчиков утверждается, что используется Ubuntu.

Эта модель является не экспериментальной, а уже серийной. То есть её можно заказать и купить за каких-то три тысячи долларов. Хороший подарок вашему ребёнку на день рожденья, не правда ли? И не дорого.


Mesa 7.1

Следующая новость тоже касается любителей поиграть. На прошлой неделе вышла новая версия кросс-платформенной графической библиотеки Mesa, реализующей трёхмерную графику OpenGL (www.phoronix.com/scan.php?page=news_item&px=NjY3Nw). Mesa является программной реализацией OpenGL. Но с тех пор, как Intel открыла для сообщества интерфейсы своих видеокарт, в этой библиотеке содержатся модули и для аппаратного ускорения 3D в графических акселераторах этой фирмы.

А вот недавно, в феврале этого года, вслед за Intel, компания AMD также приоткрыла интерфейсы к некоторым своим линейкам графических ускорителей. Соответственно, тут же началась разработка свободного видеодрайвера для этих графических устройств. После нескольких месяцев разработки имеется свободный драйвер, поддерживающий линейку чипсетов R5xx. Он и вошёл в новую версию Mesa 7.1.

Портал Phoronix не преминул протестировать этот новенький драйвер и сравнить его производительность с возможностям официального драйвера (www.phoronix.com/scan.php?page=article&item=amd_r500_mesa_catalyst&num=1). Для тестирования использовались видеокарты Radeon начального и среднего уровней X 1300 PRO и X 1800 LX. В качестве теста выступили существующие под Linux игры. Результаты получились довольно интересными. Вот некоторые примеры.

Quake wars: ET 1024x768
X 1300 Pro (mesa) 33,30 fps
X 1300 Pro (fglrx) 102,90 fps
X 1800 (mesa) 57,70 fps
X 1800 (fglrx) 111,90 fps
 
Unreal Tournament 2004 1280x1024
X 1300 Pro (mesa) 19,61 fps
X 1300 Pro (fglrx) 39,54 fps
X 1800 (mesa) 42,29 fps
X 1800 (fglrx) 37,91 fps

Опытный геймер сразу определит, что основная проблема нового свободного драйвера - это использование шейдеров. В игре Quake: Enemy Territory свободный драйвер отстаёт от фирменного в 2-3 раза. А вот в Unreal Tournament, где пиксельных шейдеров нет, свободный драйвер для X 1880 даже опережает своего проприетарного собрата. Считаю такой результат вполне положительным, ведь открыла свои видеокарты AMD совсем недавно.

Наивно было бы ожидать, что в новой Mesa будет реализована только что опубликованная третья версия OpenGL. Главная причина выхода Mesa 7.1 в том, что эта версия является одним из основных условий полноценного релиза X.Org 7.4. А уже осень на дворе. Создатели дистрибутивов хотели бы в своих осенне-зимних выпусках иметь полновесный X.Org 7.4, а не то, что сейчас в Fedora 9.


Будет ли русскоязычный Blender?

И ещё про трёхмерную графику. Появился новый релиз 3D-редактора Blender 2.47. По сравнению с предыдущими версиями, этот выпуск не содержит значительных инноваций (www.blender.org). В данном случае внимание уделено улучшению уже существующих новшеств и исправлению критических ошибок. Сделаны исправления в новой системе для работы с частицами, ускорена визуализация волос у персонажей 3-мерной анимации и улучшены средства для работы с тканью.

Как видим, Blender активно развивается. В свою очередь, это очень позитивно влияет и на умонастроения обитателей форумов. Наконец-то некоторым русскоязычным линуксоидам пришла в голову светлая мысль, что неплохо было бы Blender полностью русифицировать. Очень надеюсь, что эта хорошая идея обязательно воплотится в реальность. Потому как существующие локализации совершенно не впечатляют.

Михаил АСТАПЧИК

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

34 за 2008 год

Рубрика: 

Компьютер и жизнь
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!