Глюк Google News вызвал обвал акций

Удивительный случай произошёл на американском фондовом рынке на прошлой неделе. В финансовую рассылку Bloomberg попала новость о том, что авиакомпания United Airlines подала заявление на банкротство. Медвежий рынок среагировал предсказуемо, и курс акций мгновенно рухнул вниз. В течение нескольких минут общая капитализация компании упала примерно на $1 млрд. Только спустя пять-десять минут люди разобрались, в чём дело: до трейдеров дошло, что это новость на самом деле шестилетней давности, которая попала в рассылку по ошибке. Курс, конечно, быстро восстановился обратно. Если знать о таком движении котировок заранее, то на столь резком движении можно заработать огромные деньги.

Как новость из забытого архива могла попасть в ленту горячих новостей? Такое было бы невозможно без ряда фатальных совпадений, ошибок в алгоритмах онлайновых сервисов и человеческих ошибок. Если предположить, что кто-то спланировал всю цепочку "совпадений" во всех деталях, то это просто гениальная афера, которая принесла ему десятки миллионов долларов за несколько минут. И доказать его вину тут будет абсолютно невозможно.

Эта история также проливает свет на механизмы распространения информации в Интернете и на потенциальные уязвимости онлайнового медиапространства, а также полностью автоматического трейдинга на фондовых биржах.

Вот как всё произошло.

Текст пресс-релиза с заявлением о банкротстве, как оказалось, это контент газеты Chicago Tribune за декабрь 2002 года.

 

Всё началось с богом забытого сайта маленькой флоридской газетёнки Sun Sentinel, которая принадлежит тому же медиахолдингу, что и Chicago Tribune. Поскольку это общий холдинг, то архивы Chicago Tribune доступны с сайта Sun Sentinel. Статьи физически хранятся у них на сервере и находятся в открытом доступе уже шесть лет. Но они лежат в той части сайта, куда запрещено заходить поисковым ботам.

Однако в воскресенье текст упомянутого пресс-релиза попал в список самых популярных статей на сайте Sun Sentinel (почему это произошло - неизвестно, однако посещаемость у сайта небольшая, так что ничего удивительного в таком случайном всплеске популярности нет). Таким образом, ссылка на архивный материал вылезла на главную страницу Sun Sentinel, которая индексируется в Google News.

И вот здесь произошёл первый глюк. Алгоритмы Google News посчитали, что материал 2002 года - это "новый материал", и поместили его в разделе новых материалов в своём аггрегаторе news.google.com. Очевидно, что система Google News не принимала в учёт дату новости, а просто в поисковом индексе этого текста не было, и поэтому новость посчитали "новой".

Естественно, Google открещивается от обвинений. Они объясняют, что на сайте Google News новость была в разделе "новых", потому что это действительно свежий материал, которого раньше не было. При этом в тексте пресс-релиза ясно стояла дата: 2002 год. Если кто-то из людей не обратил на это внимания, то это, мол, уже их проблемы.

Что произошло дальше, уже человеческая ошибка. Редактор агентства Bloomberg увидел "свежую" новость и включил её в ленту горячих новостей, которая распространяется среди трейдеров. Естественно, в трейдерском деле в расчёт принимаются секунды, всё делается в большой спешке. Можно понять редактора, который ослабил бдительность и доверился авторитетности Google News.

Добавим также, что столь резкое падение акций было бы невозможно, если бы трейдерами были люди. Но в наше время больше половины сделок на бирже осуществляется автоматически - специальными трейдерскими программами, которые мгновенно улавливают малейшее движение котировок и активируют запрограммированные алгоритмы действий. Как только началось падение котировок, в этих программах начали мгновенно срабатывать триггеры на сброс акций. Волна слива активов нарастала как снежный ком. Всё произошло за несколько минут.

Анатолий АЛИЗАР

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

36 за 2008 год

Рубрика: 

Brand name
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!