Добро пожаловать в Либерти-сити

Название игры: Grand Theft Auto 4
Жанр: экшен
Разработчик: Rockstar North/Rockstar Toronto
Издатель: Rockstar Games
Издатель в России: "1C"
Системные требования: Core 2 Duo/Athlon X2 64 2 ГГц, 1 Гб RAM, GeForce 7900/Radeon X1900, 17 Гб на винчестере
Оценка: 10

В наши дни одна и та же игра может выходить два-три раза в год...

То, как GTA4 была портирована на персональные компьютеры, отдельная история. Перспектива переноса игры на компьютер обещала улучшенную графику, продуманную поддержку геймпада, редактор видео... Собственно, из вышеперечисленного в компьютерной версии может порадовать лишь редактор видео (но кому он нужен, по большому счёту?). Оптимизация игры, в целом, довольно отвратительна. Впрочем, в русской версии от "1С" всё же исправили некоторые ошибки (как они сами утверждают). Но это так, ложка мёда в бочке дёгтя... Сразу приготовьтесь к знакомству с системой защиты SecuROM (привязка к диску, однократная активация через Интернет), установке сервисных обновлений и прочей головной боли в виде букета глюков и багов. Проблемы возникнут и при игре по сети, с LIVE... а ведь поиграть по сети в GTA очень хочется.

Испугались? Не надо. Всё поправится патчами. Игра в GTA 4 стоит того, чтобы столкнуться с небольшими неудобствами. Не всякий геймер увидит в этом произведении Rockstar Мону Лизу от мира компьютерных развлечений, но стоит признать, что оно вполне заслуживает восклицаний критиков в духе "Лучшая игра за последние десять лет!". Действительно, если измерить "среднюю температуру по больнице", получится, что GTA 4, по статистике рейтингов, впереди планеты всей. Причём заслуженно.

Прежде чем рассказать, что же такого восхитительного есть в новой части "криминальной саги", - маленький экскурс в историю.

 

Эволюцию серии не так уж сложно проследить. Первая часть была тем, что называется "чистым искусством". Именно такими перед нами когда-то предстали первые части Final Fantasy, Fallout, Legend of Zelda, Diablo. Нечто по-настоящему новое, что при первом же взгляде заставляет произнести "сакральное" "Уау, что это?" и тому подобное. В случае GTA, казалось бы, на экране перед нами было нечто наподобие флэш-анимаций из курса ПДД, но игроку открывался мир безграничной свободы действий, своеобразной криминальной романтики и волшебного чувства безнаказанности. Вторая часть также получилась роскошной, хотя, по сравнению с первой, не претерпела никаких глобальных изменений. Зато все мы помним, что третья GTA породила новый поджанр экшенов с концепцией открытого мира, раздвинув рамки привычного. Всего лишь перевод "старых правил" в третье измерение раскрыл весь потенциал творения Rockstar, поставив его в один ряд с хитами класса "S". История успеха на этом не закончилась. Дополнение "Vice city" показало, насколько стильными могут быть игры, переместив время действия игры в 80-е годы и поперчив историю довольно явными отсылками к таким фильмам, как Scarface. San Andreas, в свою очередь, продемонстрировал, что такое "GTA со всеми мыслимыми модами и плагинами". Благодаря последнему аддону мы узрели, насколько безграничны возможности игры. Её мир начал напоминать по размаху The Elder Scrolls, а набор параметров ролевого элемента делал вполне актуальными шутки вроде "GTA San Andreas - это action-RPG" или "Явно не хватает заклинаний первого уровня". Я уже не говорю про кастомизацию внешности главного героя, несчётное количество миссий и другие нюансы.

И вот серия получила продолжение. Возможность оценить его, наконец-то, представилась пользователям ПК в конце 2008 года. Новая история, новые персонажи (отсылки к прошлым частям всё же предвидятся). Серб Нико Беллич приезжает в Либерти-сити к своему двоюродному брату Роману, который красочно описывал свою жизнь за границей - в Америке. На месте оказывается, что Роман живёт в захолустье и не вылезает из долгов. Нико не отчаивается. Как ветеран войны, он вполне может добиться лучшей жизни грубой силой. К тому же он "горит желанием" отыскать в Либерти-сити парочку своих старых товарищей и не постесняется ради этого обратиться к крайне незаконным действиям. Задумка истории хороша, но куда интереснее её развитие. В игре нам повстречается масса персонажей, сделанных с любовью, талантом и старанием. Многие из них являются эмигрантами из СНГ на манер Беллича и, что приятно, озвучены русскоговорящими актёрами. Кроме того, повествование обретает смысл и мораль, показывая нам Нико как человека, терзаемого вопросами чести и справедливости - преступника с руками по локоть в крови, сохраняющего свою совесть в городе, наполненном разнообразными отбросами общества, стандартными отморозками и настоящими чудовищами. Сюжет преподнесён нам посредством роликов, чей хронометраж укладывается в 7-8 часов, а с душой сделанные диалоги и озвучка не оставят равнодушными.

В плане игрового процесса нас ждёт "святая классика". Забудьте про изменение телосложения или объёма лёгких, забудьте про операции с недвижимостью, забудьте... про танк... да, даже про танк. Игра вернулась к своим истокам, делая при этом серьёзное лицо, и, надо сказать, ей это идёт. Четвёртая часть является своеобразным переосмыслением идей, заложенных в оригинальной GTA 3. Также, но лучше. Угон автомобилей, перестрелки, сопротивление армии полицейских, греющее душу издевательство над проходящими мимо полигональными гражданами (кончено, не потому, что у нас такая миссия, а потому, что нам хочется веселья). Всё как прежде, НО сиквел обзавёлся таким безумным количеством нюансов и мелочей, которые поднимают его на новый уровень качества, так что обвинить игру в устаревшем геймплее не поворачивается язык.

Нельзя объять необъятное, но пару примеров нововведений вы обязательно должны услышать. Во-первых, окружающий нас город живёт. И живёт не в смысле "вот по городу слоняется орда неигровых персонажей", а так, что всем остальным разработчикам остаётся только позавидовать. Просто пройдитесь по улице, и вы станете свидетелем нескольких из мириад возможных действий прохожих, а также происходящих с ними событий: один читает газету, другой ругается, третий звонит по телефону, четвёртый что-то покупает, а в следующее мгновение на наших глазах происходит ДТП...

Во-вторых, теперь в нашем распоряжении есть не только радио. Мобильный телефон перестал быть декоративной вещью - теперь на него регулярно будут приходить СМС-сообщения, и звонки также не заставят себя долго ждать. Плюс, вернувшись в свою квартиру, мы можем посмотреть телевизор (разумеется, телевиденье воплощено как элемент сатиры, высмеивающий масс-медиа). Надоел телевизор? Добро пожаловать в Интервеб - местный аналог Интернета! Кроме шуток, ради забавы в игре реализована имитация целого вороха сайтов (вплоть до сайтов знакомств), блогов, форумов и даже возможности прихода спама на почтовый ящик. Или вам хочется живого общения? Нет проблем. Найдите себе "даму сердца", прокатитесь с ней в заведение вроде боулинг-клуба (мини-игра, далеко не единственная) или иное место, способствующее приятному проведению досуга (кабаре, фаст-фуд и так далее). Как вариант, можно попросту устроить пьянку со своими друзьями. И! При этом вы опьянеете, что будет сопровождаться помутнением картинки и "неуверенной" походкой.

Отдельного внимания заслуживают новый физический движок, анимация и ИИ. На действия игрока у жителей появилась конкретная, адекватная реакция. Если вы прицелитесь кому-нибудь в голову, то он не будет "лучезарно улыбаться" - он бросится наутёк. Если вы выстрелите в кого-нибудь, то он схватится за раненую часть тела, и, если это, к примеру, была нога, начнёт ковылять. Наш герой также научился "новым трюкам". Речь идёт о стрельбе из укрытия и стрельбе вслепую (сами посудите, куда же без этого в современном экшене?).

От многочисленных, интересных и разнообразных миссий будет сложно оторваться, хотя ближе к концу вы отчётливо почувствуете "это уже было" (особенно, если играли в предыдущие части).

Поначалу все новшества GTA 4 впечатляют настолько сильно, что разум теряется в догадках, каким образом было реализовано такое разнообразие. Впрочем, вспоминая о бюджете GTA 4, который равен... ста миллионам долларов (повторите про себя это несколько раз), ответы на подобные вопросы находятся сами собой.

Самым же главным нововведением для жителей СНГ стоит считать радиостанцию "Владивосток". Мы только начали играть, нам нужно быстро добраться куда-то, мы угоняем машину, мчимся туда, проверяем список станций, чтобы найти что-нибудь по вкусу... Владивосток? Мы перестаём крутить колёсико... О-о-о-о, на на на на на, зелёно-гла-а-азое такси... И пусть это ремикс, и пусть репертуар у радио не самый лучший, но КАК пробирает...

GTA 4 заслуживает высшего балла. Эта игра побила рекорды продаж, её планка качества поднята за облака, у неё легионы фанатов. Rockstar ещё раз сделала хит и на сегодняшний день вы, наконец-то, можете насладиться им посредством персонального компьютера.

P.S. Понять причину успеха GTA просто: игровой процесс, дающий ощущение свободы и силы, стиль, отображающий криминальный мир и жизнь большого города. Деньги. Много денег. Проект, с одной стороны, концептуален, с другой - невероятно попсовый. Именно поэтому он всегда будет находить место в сердцах миллионов людей: от заядлых геймеров до игроков, глядящих на игры сквозь призму собственной ограниченности. Но очередной сиквел серии не нужен - на мой взгляд, уже всё сказано.

Евгений ХОМЕНКО

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

01 за 2009 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Юра--брест
Поиграем, поглядим, может понравиться.