Gigabyte N98TOC-1GH

Улучшенный вариант GeForce 9800 GT

Удачный запуск видеокарт серии GeForce 8800 - сначала моделей GTX и GTS, потом усовершенствованных и менее сложных в производстве GT - позволил NVIDIA на некоторое время прочно утвердиться на позиции лидера в отрасли и спокойно заняться работой над новой серией 3D-ускорителей. Лишь выход двух новых моделей от AMD/ATI - Radeon HD 4850 и 4870 - заставил NVIDIA начать серьёзное снижение цен, а также искать способы продлить срок жизни текущих моделей на рынке, поскольку следующее поколение видеокарт было далеко от готовности. Две старшие модели, GeForce GTX 280 и GTX 260, не сыграли решающей роли: весьма сложные в техническом плане, они имеют высокую стоимость, а потому могут конкурировать только со старшими моделями Radeon - 4870 и 4870 X2. До появления очередной линейки, заполняющей все пробелы в ценовом ряду, NVIDIA и её партнёрам остаётся уповать на модели серии 9800/9600, которые после корректировки цен стали более конкурентоспособными.

В нашем обзоре мы рассмотрим один из усовершенствованных вариантов лучшей у NVIDIA видеокарты по соотношению "цена/производительность" - GeForce 9800 GT. В модели GV-N98TOC-1GH компания Gigabyte не только удвоила объём видеопамяти, доведя его до 1 Гб, но и увеличила тактовые частоты примерно на 17%. В результате видеокарта должна достичь уровня производительности GeForce 9800 GTX и Radeon HD 4850, особенно в "тяжёлых" режимах (высокие разрешения, большие текстуры, анти-альясинг), в которых стандартный GeForce 9800 GT сильно сдаёт позиции.


Дизайн, комплектация

Многие текущие модели видеокарт Gigabyte оснащаются фирменной системой охлаждения, в качестве каковой выбран кулер Zalman VF830. Данный кулер представляет собой лёгкую открытую конструкцию, в отличие от штатного кулера NVIDIA: две тепловые трубки, соединённые в закреплённом на графическом чипе основании, расходясь в стороны, изгибаются вверх. На трубки нанизаны тонкие штампованные пластины различного размера, которые в сборе образуют цилиндр. В центре цилиндра установлен классический вентилятор, который продувает воздух сквозь щели между пластинами. При этом поток растекается по поверхности печатной платы, охлаждая тем самым остальные компоненты - микросхемы памяти, транзисторы, дроссели и т.д. Единственным недостатком кулера Zalman можно считать большую толщину, возникшую из-за изгиба тепловых трубок. Впрочем, на большинстве материнских плат две такие видеокарты становятся без проблем.

 

Само собой, дизайн у видеокарты N98TOC-1GH не эталонный, а свой, рассчитанный на установку кулера Zalman. Часть транзисторов цепей питания вынесена на обратную сторону печатной платы, благодаря чему видеокарту удалось немного укоротить. Кстати, в производстве многих видеокарт Gigabyte, в том числе рассматриваемой модели, используются полимерные конденсаторы, транзисторы с низким сопротивлением канала, дроссели с ферритовыми сердечниками и другая качественная элементная база.

Видеокарта снабжена тремя стандартными внешними разъёмами - двумя DVI-I и одним телевизионным mini-DIN, с фирменной расстановкой контактов. Разъём SLI у видеокарты только один, а значит, режим Tri-SLI она не поддерживает. Имеется также внутренний вход для подключения звуковой карты или аудиокодека материнской платы, что позволяет передавать по интерфейсу HDMI оба сигнала - аудио и видео.

Комплектация видеокарты не совсем обычна, производитель явно сделал ставку на то, что пользователь будет использовать цифровое подключение к телевизору:

  • переходник DVI-HDMI;
  • кабель S/PDIF;
  • переходник для композитного сигнала;
  • два переходника DVI-VGA;
  • переходник питания;
  • руководство пользователя и буклет на нескольких языках;
  • компакт-диск с драйверами и утилитами.

Из фирменных утилит интерес представляет, конечно, программа GamerHUD, предназначенная для разгона видеокарт Gigabyte. Она позволяет увеличивать не только тактовые частоты, но и напряжение питания графического процессора. Это в теории должно улучшить разгонный потенциал, но лишь при условии, что охлаждение организовано правильным образом.


Тестирование

Мы сравним видеокарту Gigabyte GV-N98TOC-1GH со стандартным вариантом Radeon HD 4850 - видеокартой GV-R485ZL-512H того же производителя. Вообще-то сегодня видеокарты GeForce 9800 GT стоят существенно дешевле Radeon 4850, поскольку по уровню производительности они явно слабее ввиду менее эффективной архитектуры. Но рассмотренная модель Gigabyte является разогнанным вариантом с увеличенным объёмом памяти, что обуславливает более высокую стоимость этой видеокарты.

Название GeForce 9800 GT 1 GB Radeon HD 4850 512 MB
Производитель Gigabyte Gigabyte
Модель GV-N98TOC-1GH GV-R485ZL-512H
3D-ускоритель G92 112sp RV770
- транзисторов 754 млн. 956 млн.
- техпроцесс 65 нм 55 нм
- базовая частота 702 МГц (+17%) 625 МГц
- частота шейд. процессоров 1728 МГц (+17%)  
- кол-во шейд. процессоров 112 (7 x 16) 160 (10 x 16) / 800
- кол-во TMU 56 40
- кол-во ROP 16 16
Память GDDR3 GDDR3
- объем 1024 Мб 512 Мб
- частота 900 (1800) МГц 990 (1980) Мб
- шина 256 бит 256 бит
Охлаждение активное активное
Интерфейс PCI Express 2.0 x16 PCI Express 2.0 x16
Выходы    
- DVI 2 2
- VGA (D-Sub) - -
- TV-out 1 1
- TV-in - -
- HDMI - -
- DisplayPort - -
Цена (Минск, январь'09) $190-200 $190-204

Тестовый стенд включал следующие компоненты:

  • процессор Intel Core 2 E8300 (2.83 ГГц);
  • кулер Cooler Master GeminII;
  • материнская плата Gigabyte EP35C-DS3R (Intel P35);
  • память 2х1 Гб Apacer DDR3-1066;
  • жёсткий диск WD Caviar SE 250 Гб;
  • блок питания FSP Everest 1010 (1 кВт).

Тестирование выполнялось в двух разрешениях - 1280х1024 и 1680х1050. Настройки качества изображения выставлялись в соответствии с двумя шаблонами - минимальное качество и улучшенное качество (анизотропная фильтрация 16х, анти-альясинг 4x, сглаживание прозрачных текстур методом мульти-сэмплинга, качество текстурирования наивысшее).

DirectX 9. Тестирование в среде Windows XP SP2, когда играм доступен только DirectX 9, дало следующие результаты. Небольшое преимущество у видеокарты GeForce 9800 GT было отмечено только в игре Company of Heroes и в тесте 3DMark 2006, причём лишь при минимальном качестве картинки. В остальных играх лидирует Radeon HD 4850 с преимуществом в 9-18%. С ростом разрешения отрыв незначительно увеличивается. Если же использовать режимы улучшения качества, то преимущество видеокарты с контроллером AMD/ATI, как правило, становится более явным и достигает в ряде случаев 50-70%.

DirectX 10. Сегодня практически все игры в той или иной степени способны использовать новый API DirectX 10. Жаль только, что для его поддержки требуется устанавливать Windows Vista. Так вот, использование DirectX 10 требует от видеокарты, можно сказать, полной отдачи, тут сказывается эффективность работы и аппаратных, и программных компонентов. Как ни странно, в данном случае GeForce 9800 GT с 1 Гб памяти смотрится более выигрышно на фоне Radeon HD 4850. При минимальном качестве картинки он проигрывает конкуренту 2-5%, реже - 15%, лишь в тесте 3DMark Vantage разница составляет целых 30%. В режиме улучшенного качества наступает перелом, и GeForce успешно обгоняет Radeon в 4 играх из 6. Справедливости ради заметим, что во многих случаях уровень FPS ниже приемлемого, поиграть при максимальных настройках детальности (которые мы используем для тестов) не удастся.

Разгон. Хотя испытуемая видеокарта уже разогнана производителем, мы попробуем достичь более высоких частот, тем более что у нас есть возможность поднять напряжение питания 3D-контроллера. По результатам экспериментов были получены следующие цифры (напряжение питания 1.15 В, штатное):

  • частота блока потоковых процессоров: 1890 МГц (+10%);
  • частота остальных блоков GPU: 800 МГц (+14%);
  • частота памяти: 1000 МГц (+11%).

В принципе, результаты неплохие, учитывая, что частоты GPU у видеокарты Gigabyte GV-N98TOC-1GH и так увеличены.

Увеличение напряжения питания до 1.3 В (среднее значение из доступных для регулировки) приводит к тому, что видеокарта достаточно быстро зависает. Просто добавление обдува видеокарты дополнительным вентилятором проблему не решит, так как сложно предположить перегрев за каких-то 5 минут работы. Поэтому воспользоваться функцией повышения напряжения вряд ли удастся.

Температура. Заводской разгон не пошёл видеокарте на пользу. Температура графического чипа, несмотря на достаточно эффективный кулер, достигала 70 градусов. При этом уровень шума оставался низким, а ввиду отсутствия механизма управления оборотами вентилятор не будет доставлять неудобств при повышении нагрузки.


Выводы

С сожалением мы вынуждены отметить, что видеокарта GeForce 9800 GT не может составить конкуренцию Radeon HD 4850. Даже принятие таких мер, направленных на повышение производительности, как увеличение тактовых частот и удвоение объёма видеопамяти, не помогает (хотя на цене это сказывается, причём существенно). В ряде игр при использовании DirectX 10 и анти-альясинга видеокарте на базе чипа G92 удаётся взять верх, но в большинстве случаев преимущество на стороне Radeon. Нам кажется, что исходный вариант GeForce 9800 GT является куда более выгодным по соотношению "цена/производительность", чем модель GV-N98TOC-1GH.

Макс КУРМАЗ,
max@gigamark.com
Проект
www.GIGAMARK.com

Благодарим компанию "МИПС" за предоставленную видеокарту Gigabyte, а также материнскую плату Gigabyte для тестового стенда

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

07 за 2009 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!