Интернет освободит от денег?

Одним из главных последствий мирового финансового кризиса стало отсутствие у предприятий оборотных средств. В таких условиях начали возрождаться популярные в начале 90-х бартерные схемы - не "товар - деньги - товар", а "товар - товар - товар".

Но есть оптимисты, которые уверены: компьютеризация и тотальное проникновение Интернета могут сделать деньги, по большому счёту, ненужными. Компании будут просто обмениваться продукцией, сырьём, энергоносителями и т.д. А компьютерные технологии сделают такой бартер простым и эффективным. Проигравшими окажутся только банки: потребность промышленности и торговли в кредитах упадёт, так что финансовые учреждения станут простыми расчётно-кассовыми центрами.

По оценке International Reciprocal Trade Association, объединяющей бартерные площадки всего мира, к моменту начала экономического кризиса услуги коммерческого бартера предоставляли порядка 600 компаний, а мировой объём бартерной торговли составлял $64 млрд. Это лишь 0,5% всей международной торговли, объём которой в 2007 году достиг $13,6 трлн. Но в последние месяцы объём бартерных сделок по всему миру быстро и многократно вырос. И тут оказалось, что правильно, с использованием компьютерных технологий организованный бартер, в общем-то, более выгоден предприятиям, чем обычные торговые сделки с участием банковского капитала.

Сегодня существуют и успешно зарабатывают самые различные электронные системы товарного обмена, позволяющие выстраивать бартерные цепочки. Типичные примеры - американская BizXchange, канадская Canada Barter System или английская Bartercard. Сотрудничество с ними оказывается очень выгодно для компаний. Отказ от кредитов позволяет серьёзно экономить на выплате процентов - как и избавление от банковской комиссии за денежные переводы. При этом использование бартерных схем оказывается не сильно обременительным: большинство бартерных посредников берёт с клиентов 1% от суммы сделки. Правда, плата берётся с каждого участника бартерной цепочки. Получается, что от одной сделки, в которой участвуют пять компаний, владелец компьютерной системы получает 5% - колоссальная прибыль, если учесть мизерные затраты самих посредников. Так, прямо на глазах, формируется огромный новый рынок, полностью основанный на информационных технологиях.

В России идею всеобщего компьютеризированного бартера продвигает известный в начале 90-х предприниматель Герман Стерлигов. 20 лет назад он создал первую в России биржу, назвав её в честь своей собаки "Алиса". Та биржа закрылась уже через пару лет, но заработанных на ней денег Стерлигову хватает до сих пор. Теперь первый российский олигарх заявляет: скоро деньги будут мало кому нужны, а люди станут обмениваться товарами, как в первобытные времена. Способствовать успеху такого "тотального бартера" должны будут специализированные онлайновые сервисы, которые частично уже разработаны и сейчас проходят тестирование.

 

Герман Стерлигов так раскрывает суть своих идей: "Зачем нужны деньги? Людям, во-первых, сложно договариваться о стоимости товаров, которыми они хотят поменяться, а во-вторых - непросто найти варианты обмена. Например, белорусский "Гомсельмаш" готов отдавать свои комбайны, например, энергетикам. Но энергетикам они не нужны. Они нужны, скажем, "Моссельпрому", а тот готов рассчитываться продуктами. А продукты не нужны "Гомсельмашу", ему нужен металл для новых комбайнов. Деньги эти проблемы решают. Но что делать, если денег у покупателей нет, хотя потребность в товаре и возможность что-то предложить взамен осталась? В 1990-х нередко приходилось использовать принцип натурального обмена, выстраивая длинные и запутанные бартерные цепочки. Поиск вариантов требовал много времени и усилий, а сами сделки порой были весьма непрозрачными. Потому от бартера и отказались".

Стерлигов уверен: переложить проблему выстраивания цепочек товарообмена сегодня можно на компьютер. "Компьютеры есть везде, они объединены в сеть, поэтому предприятиям ничего не стоит сообщать о своих предложениях другим предприятиям и изучать варианты контрагентов. А обрабатывать эти предложения должна специальная система. Если в ней миллионы запросов, такие цепочки собираются легко, причём в каждой участвует не больше 3-5 предприятий. Менеджерам остаётся лишь выбирать варианты и заключать договоры с другими участниками цепочек. Получается, что бартер будет таким же простым, как и денежные расчёты, радуется Стерлигов. В ситуации, когда у предприятий есть товары на обмен, но нет денег, - чем не выход?".

Специально, чтобы создать IT-систему для бартера, полгода назад Стерлигов вернулся из провинции в Москву. А уже буквально через пару месяцев предприятия начали терять оборотные средства и в России появились цепочки неплатежей. Стерлигов комментировал: "Финансовая система в нынешнем виде уже умерла. То, что происходит сейчас, это агония. Наша идея - это вирус. Даже если мы остановимся, она всё равно будет развиваться". Свою "бартерную" IT-компанию - ОАО "Антикризисный расчётно-товарный центр" (АРТЦ) - Стерлигов тоже назвал "Алиса" и уверен, что она будет развиваться и после кризиса.

Впрочем, от реальности Герман Стерлигов не отрывается. Он говорит: "Конечно, совсем без денег всё равно не обойтись: они нужны, например, для выплаты налогов и зарплат. Вообще любая бартерная цепочка должна обязательно заканчиваться покупателем, который оплатит товар деньгами. Эти деньги перейдут к первому продавцу в цепочке, а остальные просто обменяются товарами по выстроенной компьютером схеме. В нынешней финансовой системе деньги должны быть у всех участников цепочки, а при бартерной - только у одного, поэтому и не будет нужды в большой денежной массе. Банки, конечно, будут выдавать кредиты - например, на развитие бизнеса. Но кредитовать оборотный капитал уже не понадобится. Несмотря на то, что вся торговля будет бартерной, совсем без денег не останется никто. В разных сделках предприятия по очереди будут находиться на первом месте в цепочке и получать деньги".

Сегодня Стерлигов уверен: "бартерный" IT-проект не ограничится Россией и странами СНГ. Уже сейчас иностранцы проявляют интерес к его компьютерной системе и готовы вступить в партнёрские отношения. Осталось дождаться появления конкретных работающих IT-решений.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

08 за 2009 год

Рубрика: 

Internet
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!