Что такое активация?

Как и у множества слов и словосочетаний в русском языке, у этого слова есть несколько разных значений. Впрочем, если смотреть на него как на термин, связанный с информационными технологиями, то значение у него будет вполне определённое и большинству пользователей наверняка хорошо знакомое. Впрочем, думаю, лишний раз напомнить читателям о том, что именно скрывается за термином "активация", не помешает.

Активация - это процесс подтверждения пользователем прав на использование того или иного программного обеспечения либо подтверждение правильности адреса электронной почты при регистрации на каких-либо онлайновых ресурсах.

Само собой, что в случае программного обеспечения речь идёт о коммерческих программах, для которых пользователь и подтверждает покупку вводом специального кода активации, который, например, может быть напечатан на диске с программным продуктом. В таком случае, как правило, осуществляется привязка активационного ключа, который уникальным образом идентифицирует пользователя среди всех покупателей данного программного продукта, к другому ключу, который генерируется по параметрам компьютера пользователя. Для проведения активации необходимо, как правило, подключение к Интернету, хотя для некоторых программных продуктов предусмотрен также и вариант телефонной активации.

Что касается активации учётных записей (экаунтов) пользователей на разных форумах, в социальных сетях и на прочих сайтах, то здесь её наличие на подавляющем большинстве сайтов вызвано соображениями безопасности. Во-первых, пользователь мог ошибиться в наборе имени почтового ящика, и в итоге на совершенно ни в чём не повинного владельца оного начнёт сыпаться всякий спам вроде новостных рассылок или предупреждений администрации. Во-вторых, на ряде ресурсов пользователь указывает свои персональные данные, которые в случае ошибки могут оказаться доступными какому-то постороннему человеку. А персональные данные, как известно, в последнее время во всём мире являются объектом усиленной защиты со стороны тех, кто их собирает.

Против активации экаунтов, в общем-то, никто особенно не протестует. А вот что касается активации программных продуктов, то она является объектом жёсткой критики как со стороны поклонников свободного программного обеспечения, так и со стороны пользователей тех программ, которые нужно активировать. Основным аргументом является зависимость от аппаратной конфигурации, при изменении которой в ряде случаев придётся даже покупать новую лицензию. Кроме того, в случае защиты с активацией, если продукт необходим пользователю экстренно, из-за задержек, связанных с обработкой активационного запроса, пользователь также может пострадать. Вызывает у пользователей недоверие и момент отсылки программой неких данных об их компьютере на адрес компании-производителя активируемого софта. Впрочем, несмотря на всю критику в свой адрес, активация продолжает жить и здравствовать, потому что реальной альтернативы для неё, по большому счёту, нет.

 

Вадим СТАНКЕВИЧ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

39 за 2009 год

Рубрика: 

Software
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!