Киномания. "Бегущий человек" вернулся!

Теперь в новой упаковке

Оригинальное название: Gamer
Cтрана: США
Режиссёры: Марк Невелдайн, Брайан Тейлор
Жанр: фантастика, боевик, триллер
В главных ролях: Джерард Батлер, Эмбер Валлетта, Майкл С. Холл
Премьера: 3 сентября 2009 г.
Бюджет: $60 000 000
Продолжительность: 95 минут

На днях режиссёрский тандем Невелдайна/Тейлора меня приятно удивил. Не успели затихнуть разговоры вокруг совсем недавно запрещённого у нас к прокату сиквела "Адреналина", как на широкие экраны вышел "Геймер", изготовленный их же руками. Вроде как родное, геймерское. Грех не сходить. Готовясь к худшему, ожидал, что опять покажут море треша, безостановочный экшн, беспорядочную пальбу и минимум смысла. В общем, эдакий мясной шутер, обёрнутый в кинематографическую оболочку. Но в результате, как ни странно, получилось всё-таки кино.

Вообще создатели "Адреналина" никогда не скрывали, что на досуге балуются компьютерными играми. Поэтому неудивительно, что "Геймер" по духу получился действительно очень геймерским. Тут звучат такие дикие для неподготовленного слуха слова, как "фраг", "пинг", "мод", "кряк"... Заядлые игроманы без труда узнают в шоу "Убийцы" неприкрытую кальку с Gears of War, а любители онлайн-забав найдут очень много общего между шоу "Общество" и игрой Second Life. И вообще, отсылок к играм просто пруд пруди, включая людей, похожих на G-Man'а из Half-Life и пулемётчика из Team Fortress 2. Тем не менее, сюжет фильма не сводится лишь к увлекательным пострелушкам.

На первый взгляд, "Геймер" кажется ремейком "Бегущего человека", того самого, что со Шварценеггером в главной роли. Но только на первый взгляд. Скорее, получилось переосмысление старой идеи, но на более качественном уровне и с учётом изменений, произошедших в сфере индустрии развлечений за последние двадцать лет. Теперь под прицел критики попало не только телевидение, но и компьютерные игры. Поборники точки зрения, что они развивают в человеке жестокость, могут смело взять его к себе на вооружение в качестве агитационного пособия. Ибо играм за это в "Геймере" достаётся по полному разряду, причём не один раз. И горы мяса вкупе с отрываемыми бошками вписываются сюда как нельзя кстати. Причём "Геймер" не ограничивается темой насилия и копает дальше.

 

Это общество отнюдь не является полицейским государством, как в "Бегущем Человеке". Тоталитаризм ещё не наступил, но демократия уже попахивает чем-то нехорошим. Всё больше и больше людей отказывается от личной свободы и соглашается выполнять чужие приказания в качестве персонажей игры "Общество". Пока что только неудачники, наркоманы, неустроенные в жизни люди. Но ворох социальных проблем лишь накапливается, и количество желающих убежать от них с каждым днём лишь растёт. Люди ищут утешения в массовых гладиаторских боях, в которых осуждённые на смерть преступники пытаются завоевать себе путёвку на волю. А толстосумы выкладывают огромные суммы денег за возможность напрямую управлять другими людьми, для которых они не более чем персонажи.

Разработал всё это злодейство технологический гений Кен Кастл, похожий на Билла Гейтса и Стива Джобса одновременно. Майкл С. Холл сыграл его просто великолепно. Все остальные актёры, включая Джерарда Батлера в главной роли, не блещут совершенно и на фоне героя Холла просто теряются.

Если отбросить всю фантастическую мишуру с наноклетками и контролированием мозга, то идея о реалити-шоу, в котором участники выполняли бы приказы других людей, вполне реализуема уже сегодня. Люди готовы отказаться от своей приватности, пусть и на время. Это прекрасно демонстрируют шоу "Большой Брат" и "Дом 2". "Общество" запросто может быть следующим шагом. Ну а оттуда и до возрождения рабства рукой подать - главное, чтобы рабы не были против...

Тем не менее, "Геймер" далёк от совершенства. Несмотря на приличный смысловой заряд, сюжетная линия изобилует штампами и затёртыми ходами, а концовка скучна и предсказуема до уныния. Заложенная идея могла бы быть проработана более глубоко и тонко, если бы была реализована в рамках неспешного драматического триллера. Но зажатый в прокрустово ложе жанровых рамок боевика, он вынужден постоянно отвлекаться на беготню с пострелушками и мордобоем и идти по пути наименьшего сопротивления. Причём экшн-составляющая ничего особенного собой не представляет - она даже не настолько брутальна, как в "Адреналине". Хотя фирменный стиль чувствуется.

В общем, стандартный боевик и не до конца отшлифованный фантастический фильм, пусть и с достаточно интересной заложенной в него идеей. Но определённо самая лучшая лента Марка Невелдайна и Брайана Тейлора. Геймерам, поклонникам киберпанка и социальных антиутопий смотреть обязательно. Её слоганом вполне могло бы стать знаменитое "By gamers for gamers".

P.S. Нашим прокатчикам стоило продвигать фильм под соусом "От создателей "Адреналина: Высокое напряжение". Публика повалила бы просто валом.

Олег ГАЛКИН

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

39 за 2009 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!