Новые контентные схемы на ТВ

На прошлой неделе заместитель Министра информации Республики Беларусь Александр Слободчук на пресс-конференции обратил внимание, что планируемый в Беларуси к 2015 году переход на цифровое телевещание, помимо технической модернизации, должен быть также увязан с организационными мероприятиями министерства. Отраслевые специалисты давно делятся мнениями, что при переходе ТВ на цифровой формат в нашей стране основные трудности может вызвать не технологическая сторона развертывания телевизионной сети, а сложности информационного заполнения увеличивающегося числа каналов, которые стали бы востребованы белорусскими телезрителями. К тому же, разумеется, придется решать сложные юридические вопросы использования чужого телевизионного контента.

В настоящее время в Беларуси транслируется в цифровом формате только социальный пакет из шести телеканалов. Тогда как в тех местах, где сейчас развернуто вещательное оборудование MPEG-4, технические возможности уже позволяют запустить трансляцию минимум 50 каналов. Конечно же, собственных белорусских телепрограмм для заполнения такого "цифрового" канального ресурса пока не хватит.

Характерной особенностью телевизионной аудитории Беларуси является подавляющая ориентация на развлекательные русскоязычные телеканалы. Сейчас на медийном рынке первенство по развлекательным телепрограммам на русском языке принадлежит компаниям из России. В Беларуси пока не создано телевизионных продуктов, которые могли бы конкурировать, скажем, с телеканалами ТНТ или ТВЦ. Одновременно с этим российские телекомпании не спешат по собственной инициативе получать лицензию на трансляцию в Беларуси. Наоборот, чувствуя свое главенство на рынке русскоязычной телевизионной продукции, телекомпании из России придерживаются того подхода, что собственники телевизионных сетей Беларуси должны сами идти к ним с просьбами о приобретении прав на трансляцию. При переходе на цифровой ТВ-формат эта тенденция только усугубится, так как появится большой избыток свободного ресурсного места в белорусской цифровой сетке вещания.

Впрочем, в Беларуси пытаются искать выходы из сложных ситуаций, чтобы наполнить эфир высокорейтинговыми телепрограммами по собственным схемам. Неплохой наглядный пример - взаимоотношение белорусских сторон с одним из ведущих игроков телевизионного рынка России телеканалом СТС. По данным компании "Видеоинтернешнл-Минск", канал СТС в России занимает больше 9% зрительской аудитории. В определенном целевом сегменте аудитории СТС конкурирует с ТНТ. В Беларуси телеканал ТНТ фактически стал монополистом на телевизионный контент для молодежи. Причем при общественной неоднозначности восприятия телепрограмм ТНТ, направленных на молодежную аудиторию. Но существуют юридические сложности для трансляции СТС в Беларуси. Прежде всего, тот факт, что у СТС нет международной версии телевещания, а делать отборку программ из российской версии СТС для вещания за пределами России никто в Беларуси не берется по причине сложности соблюдения законодательства обеих стран. В настоящее время, как вариант особого пути в разрешении ситуации к лучшему, можно рассматривать анонсированный запуск на белорусском Первом музыкальном телеканале с 23 ноября телепрограмм канала СТС. С российскими владельцами СТС достигнуты соответствующие договоренности. А руководство Первого музыкального решило сделать свой телеканал развлекательным с возможным изменением названия обновленного канала. Изменения начнутся с включения в сетку вещания рейтинговой телепродукции СТС - телесериалов "Ранетки", "Папины дочки", "Кадетство" и популярного российского телевизионного скетч-шоу "6 кадров". Таким образом, можно говорить о проекте создания на базе Первого музыкального канала нового "большого телеканала" наравне с СТВ, который будет наполнен качественной российской телепродукцией. При этом, видимо, вряд ли в Беларуси скоро появится трансляция полной версии российского канала СТС.

Учитывая то, что в Беларуси не сформировалось на республиканском уровне достаточно много качественных частных телеканалов, конкурирующих между собой за телезрителя, подобные схемы наполнения небольших белорусских телеканалов востребованным контентом от российских телекомпаний может стать своеобразной схемой формирования телепродукции для белорусских зрителей при открывающихся возможностях цифрового ТВ. Ведь главное достоинство цифрового ТВ, в сравнении с аналоговым, - значительное увеличение числа телепрограмм на один радиочастотный канал.

 

Александр ОАКЛИ,
www.resurs.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

45 за 2009 год

Рубрика: 

Дисплей-пресс
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!