Нелегкая судьба модельного закона "Об Интернете"

2 декабря в Санкт-Петербурге состоялось очередное заседание Постоянной комиссии Межпарламентской ассамблеи (МПА) СНГ по культуре, информации, туризму и спорту. Темой обсуждения стали высокие технологии, а точнее - проекты модельных Информационного кодекса и Кодекса интеллектуальной собственности для государств-участников СНГ, а также модельного закона "Об Интернете".

Многострадальному проекту закона "Об Интернете" опять не повезло - его в очередной раз отправили на доработку. Напомню, что работа над ним продолжается уже на протяжении трех лет. Не так давно, кстати, стало известно, что многие положения законопроекта основаны на похожем законе, действующем в Израиле.

Сделаю небольшое отступление и поясню: модельный закон СНГ даже после его принятия не имеет юридической силы - то есть ничего не регулирует и не определяет. Однако он становится основой для аналогичных законов в конкретных странах СНГ, которые его дорабатывают в соответствии с национальными особенностями. В результате Содружество получает законы (в данном случае - "Об Интернете"), основанные на общих принципах и подходах, то есть в значительной степени унифицированные. Главные цели модельного закона "Об Интернете" - разработка базового понятийного аппарата, введение правовых регуляторов сложных информационных отношений.

На заседании МПА СНГ в Питере присутствовали самые разные лица, заинтересованные в принятии закона "Об Интернете" и сопутствующих кодексов. Кроме депутатов - членов Комиссии и представителей МПА СНГ - это были эксперты организаций сферы образования, науки, культуры, связи и информации государств-участников СНГ, представители международных, межправительственных и общественных организаций.

Главным докладчиком по проекту закона "Об Интернете", как и в прошлый раз, стала Людмила Нарусова - она же Председатель Комиссии Совета федерации РФ по информационной политике. Как замечают аналитики, она считается главным сторонником регулирования Интернета. Однако когда дело доходит до конкретных дел, Нарусова в большинстве случаев их не поддерживает.

 

2 декабря особое внимание Людмила Нарусова обратила на то, что хотя Сеть сегодня используется, в основном, для благих дел, но иногда она становится и "оружием в информационных войнах, средством пропаганды и распространения межнациональной и межконфессиональной вражды, ксенофобии, насилия, порнографии и иных негативных явлений, вредных и преступных действий, направленных, в частности, против детей".

А вот еще пара цитат: "Существующие правовые механизмы не позволяют эффективно и целенаправленно бороться с указанными проблемами, затрудняют правоприменительную практику, в первую очередь - судебную. Сегодня вопрос о статусе и правовом определении Интернета становится актуальным и для государства, и для общества, и для бизнеса".

"Для десятков миллионов рунетчиков, подключенных к Сети школ, библиотек, медицинских учреждений и т.д., проблематика точных определений и механизмов правового регулирования, в первую очередь для противодействия распространения асоциальной информации, становится насущной и необходимой. Те же проблемы тормозят и развитие электронного государственного управления, обеспечение прозрачности и коррупционной устойчивости власти".

Отдельной темой выступления Нарусовой стала проблема информационной грамотности пожилых людей и инвалидов. Председатель комиссии предложила использовать компьютерные классы школ, расположенных в шаговой доступности, где старшеклассники могли бы учить своих родителей, бабушек и дедушек навыкам работы на ПК, а в дальнейшем готовить их к пользованию государственными услугами в электронной форме.

Однако представители многих стран СНГ активно критиковали модельный закон. По их словам, у участников СНГ в большинстве случаев уже есть собственное законодательство, так или иначе регулирующее отношения в Интернете. Однако из предложенной редакции законопроекта не видно, что его разработчики учли уже существующий опыт стран СНГ. В адрес разработчиков законопроекта в 2009 году поступило 126 замечаний и предложений (в том числе из Беларуси), но ко многим из них отнеслись невнимательно. В результате участники заседания решили продолжить обсуждение законопроекта, но пока не принимать его, так как он требует многих доработок.

Также на заседании комиссии МПА СНГ обсуждались работы по проекту модельного Информационного кодекса для государств-участников СНГ. Тут все оказалось еще хуже - после недолгих препирательств вопрос был попросту снят с обсуждения и перенесен на следующее заседание Комиссии. Примерно то же самое произошло с модельным Кодексом интеллектуальной собственности для стран СНГ. Все, кто выступал по этому вопросу, отделывались общими словами о том, что "все государства-участники СНГ имеют своё национальное законодательство в рассматриваемой области, но назрела необходимость принятия модельного кодифицированного документа для всего СНГ, который упростит понимание и процедуры совместимости национальных политик, так как проблематика интеллектуальной собственности является одним из главных приоритетов развития инновационной экономики, а вопросы торговли объектами интеллектуальной собственности становятся важной статьей социально-экономического и культурного обмена стран СНГ". Судя по всему, заменять это пустословие конкретными решениями Беларуси придется на национальном уровне, не дожидаясь появления документов на уровне СНГ.


Комментарий законодателя

Вкратце прокомментировать ситуацию, которая сложилась вокруг модельного закона "Об Интернете", я попросил депутата Палаты представителей Национального собрания Сергея Маскевича - он также является председателем Комиссии по международным делам и связям с СНГ.

- От Беларуси в модельный закон "Об Интернете" вносилась только одна поправка, и она была принята. Но законопроект был все же отклонен, так как не были учтены многочисленные поправки со стороны России и Казахстана. То есть предстоит еще поработать.

Сейчас у Беларуси нет насущной необходимости принимать собственный закон "Об Интернете" - эта сфера вполне регулируется другими законодательными актами. Но в дальнейшем, когда соответствующий модельный закон СНГ будет принят, мы вернемся к этой теме. И либо внесем поправки в действующие законы РБ, либо примем специальный закон.

Всякий желающий лично познакомиться с текущей версией модельного закона СНГ "Об Интернете" может сделать это, пройдя по ссылке: www.ifap.ru/pr/2009/091204aa.pdf

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

49 за 2009 год

Рубрика: 

Дисплей-пресс
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!