Законопроект об электронном документе и ЭЦП: что нас ждет?

4 декабря депутаты Палаты представителей приняли во втором чтении законопроект "Об электронном документе и электронной цифровой подписи". По сравнению с первым чтением, нынешний вариант документа стал намного более конкретным и совершенным.

Этот законопроект впервые определяет такие понятия, как "подлинность электронного документа", "целостность электронного документа", "отзыв открытого ключа" и ряд других. Получать персональные электронные ключи смогут как юридические, так и частные лица - по заявительному принципу. Отвечать за работу государственной системы электронных ключей для электронных цифровых подписей будет Национальный банк РБ. Предположительно стоимость оформления электронного ключа не превысит суммы в 100 тыс. рублей, причем уплачиваться эта сумма будет только один раз.

Кроме того, в законопроекте установлены правовые основы применения электронных документов, требования к ним, а также условия использования цифровой подписи, которые будут обеспечивать ее признание равнозначной собственноручной подписи в бумажном документе.

Вопросы, связанные с законопроектом "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", для "Компьютерных Вестей" согласился прокомментировать член парламентской комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству Евгений Оболенский.

- Как создавался законопроект "Об электронном документе и электронной цифровой подписи"?

 

- Инициатор принятия этого закона - Министерство связи и информатизации, именно оно стало разработчиком "скелета" данного законопроекта. Сам законопроект разрабатывала уже рабочая группа, в которую входили и представители Нацбанка, и специалисты Оперативно-аналитического центра при президенте, и другие структуры - список разработчиков очень большой.

По ходу работы законопроект "обрастал" новыми статьями, вычищался, уточнялся, прорабатывались новые идеи...

Внесенный Совмином, он был принят в первом чтении 28 мая этого года. С тех пор значительно доработан и обрел уже свой нынешний вид. Теперь, после принятия во втором чтении, проект должен быть одобрен Советом Республики и Президентом, после чего он обретет силу закона.

- В чем основная задача нового закона?

- Здесь надо увязывать его с программой "Электронная Беларусь", с перспективой создания в республике "электронного правительства". Главная проблема сегодня - наличие ведомственных систем электронного документооборота (ЭДО). Поясню, что я имею в виду. Министерство по налогам и сборам - своя система ЭДО, своя электронная подпись. Национальный банк - своя система электронного документооборота и своя подпись, Государственный таможенный комитет - то же самое... И все эти системы несовместимы друг с другом! Более того, у каждого госоргана - своя база пользователей, которая формировалась в соответствии со внутренними нормативами, инструкциями.

Дальнейшее развитие "электронного правительства", национальной системы документооборота, как раз и должно разрешить существующие проблемы в сфере обращения электронных документов. Также нужно создать правовое поле для применения электронной цифровой подписи.

По большому счету, основная задача разработанного нами закона - определить правовые рамки для электронного документооборота, внедрить электронную цифровую подпись, причем сделать это в рамках всего государства (а не отдельных его структур). Главное новшество этого закона - создание государственной системы управления открытыми ключами. Это система, обратившись в которую, любое лицо (как юридическое, так и физическое), один раз зарегистрировавшись, получает электронный ключ, с помощью которого оно может совершать сделки, заверять документы и так далее.

- Почему все, связанное с ЭЦП, отдано "на откуп" Нацбанку?

- Нацбанк будет только регулировать эту систему, управлять открытыми ключами. Дело в том, что банковская система Беларуси, благодаря своим технологическим особенностям, раньше всех пришла к использованию электронной цифровой подписи, раньше других опробовала электронный документооборот и накопила наибольший опыт в этом направлении.

- Какие принципиальные для Беларуси нововведения появились в законе?

- Во-первых, расширен понятийный аппарат. Впервые законодательно закреплены определения таких терминов, как "подлинность электронного документа", "целостность электронного документа", "копия электронного документа", "сертификат открытого ключа", "отзыв открытого ключа". Про единую государственную систему управления электронными ключами я уже сказал.

Но самое главное - то, что законопроект этот сейчас очень актуален. Действующий сейчас закон 2000-го года "Об электронном документе" позволяет физическому или юридическому лицу переписываться с государственными ведомствами по электронной почте. Но если мы хотим построить четкую систему, которая бы удовлетворяла сегодняшним потребностям и ориентировалась на перспективу, мы как раз-таки должны принять закон "Об электронном документе и электронной цифровой подписи".

- Как бы Вы оценили проникновение электронного оборота документов в различные министерства и ведомства? Насколько он вытесняет бумажный - и вытесняет ли вообще? Вроде, и ПК везде есть, и сети, а бумаг на столе у чиновников становится все больше... (стол Евгения Оболенского тоже был завален бумагами - видимо, для наглядности - В.Д.)

- Действительно, если бы электронный документооборот получил широкое применение, он позволил бы получить и экономический, и управленческий эффект, и в некоторых организациях мы это наблюдаем. К примеру, в Министерстве по налогам и сборам, Нацбанке, ГТК. Это, наверное, самые яркие примеры. Но наша задача теперь - создать общую платформу республиканского масштаба и перевести на нее все работы с документами.

- Насколько, по-Вашему, белорусские чиновники готовы к переходу на электронный документооборот? Ведь известно, что IT-грамотность многих из них серьезно хромает.

- Да, не все наши чиновники понимают различия между документом в электронном виде и электронным документом. Электронный документ - это документ, который заверен ЭЦП, то есть она является реквизитом этого документа. Но мы в законопроекте также оставили возможность хождения документов в электронном виде. Ведь, согласно нашему Гражданскому кодексу, даже факсимильное сообщение признается таким документом. А в нашем законе устанавливается тождественность документа на бумажном носителе и электронного документа.

Перед нами не стояла задача обеспечить принудительный переход на электронный документооборот - ни государственных ведомств, ни предприятий и организаций. Каждый субъект хозяйствования должен сам сделать выводы, насколько это для него необходимо, целесообразно и своевременно.

- Даст ли внедрение этого закона новые рабочие места для белорусских разработчиков ПО?

- Сложно делать подобный прогноз. Я не вижу четкой связи между принятием нашего закона и созданием новых рабочих мест. Скажем так, это косвенная связь. Но, конечно, принятие этого закона в целом даст толчок развитию информационно-коммуникационных технологий в Беларуси. И, разумеется, на IT-рынке будут востребованы соответствующие специалисты.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

49 за 2009 год

Рубрика: 

Эксклюзивное интервью
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!