Память нужно стирать

Оригинальное название: Strange Days
Cтрана: США
Режиссёр: Кэтрин Бигелоу
В ролях: Ральф Файнс, Анджела Бассетт, Джульетт Льюис
Жанр: фантастика, триллер, детектив, драма
Премьера: 7 октября 1995 г.
Бюджет: $42 млн
Продолжительность: 145 минут

Фильм "Странные дни" сложно назвать баловнем судьбы. Его нечасто показывают по телевизору, кассовые сборы в дни премьеры не покрыли и одной пятой от немаленького, по меркам того времени, бюджета. И это несмотря на то, что снят он на весьма высоком профессиональном уровне, а к написанию сценария руку приложил сам Джеймс Кэмерон! В 1996 г. "Странные дни" боролись сразу в пяти номинациях за престижную в среде кинофантастов премию "Сатурн", завоевав пальму первенства в двух из них.

Лэнни Ниро, бывший полицейский, торгует удовольствием, от которого трудно отказаться. Находя индивидуальный подход к каждому клиенту, он предлагает богатеньким буратинам на некоторое время перевоплотиться в других людей. Достаточно надеть на голову небольшую сеточку, вставить в специальное устройство мини-диск с записью чьих-то воспоминаний - и чужие чувства можно пережить как свои собственные. Бизнес идёт не ахти. Впрочем, на жизнь хватает. Но однажды обстоятельства впутывают Лэнни в расследование жестокого убийства, которое переворачивает буквально всю его жизнь.

"Странные дни" - очень разноплановый фильм. Помимо детективной и фантастической линий, в сюжет органично вплетены также психологическая составляющая и элементы социальной сатиры. Атмосфера достаточно жёсткая и гнетущая. Сцены насилия поражают своим реализмом и явно не рассчитаны на подростковую аудиторию. Сюжет закручен очень лихо, развивается стремительно, ни на минуту не давая расслабиться. Перестрелок и драк немного, но выполнены они достойно.

Действие происходит в 1999 г, в последние дни перед празднованием миллениума. С каждым часом Лос-Анджелес всё больше погружается в хаос, порождённый уличными бандами. Горящие автомобили, разборки на тротуарах, усиленные наряды полиции и броневики, патрулирующие город... Кажется, что вот-вот будет взрыв. Ситуацию накаляет убийство популярного чёрного рэпера, известного своими пламенными речами против "белых угнетателей". Всё это происходит на фоне всеобщего предвкушения конца света, вызванного страхом перед круглой датой.

 

Социальный аспект фильма явно навеян массовыми беспорядками в Лос-Анджелесе 1992 г., во время которых было убито 53 человека и несколько сотен ранено. Тогда спусковым крючком, спровоцировавшим волну насилия, послужило избиение полицейскими чернокожего певца Родни Кинга.

Однако продавцу ощущений нет дела до проблем бедных кварталов. Лэнни страдает от неразделённой любви и находит утешение в дисках-воспоминаниях, которые он записал, когда его возлюбленная Фэйт ещё была с ним рядом. С другой стороны, на его руку и сердце претендует водитель-охранница Мэйси, которая постоянно укоряет его за то, что он живёт прошлым, и настаивает, что время от времени "память нужно стирать".

Актёры, сыгравшие эту троицу, отлично передали переживания своих персонажей. В "Cтранных днях" нет ни одной звезды первой величины, что не мешает героям картины быть убедительными. Перед нами не картонные персонажи, а живые люди, со своими достоинствами и недостатками. Джульетт Льюис (Фэйт), исполнявшая роль певицы в стиле "панк-рок", все свои вокальные номера написала сама и исполняла их лично. Причём спела она просто бесподобно - это надо видеть! Ральф Файнс (Ниро) совсем не соответствует мейнстримовскому образу главгероя-супермэна, раздающего злодеям плюхи направо и налево. Он даже больше похож на мальчика для битья, ибо на протяжении фильма его лупят все кому не лень. Тем не менее, своей напористостью и находчивостью он вызывает симпатию. А Анджела Бассетт (Мэйси), всю дорогу оберегавшая героя Файнса от недругов и его самого, за свою роль "ангела с кулаками" получила премию Сатурн в номинации "Лучшая актриса года".

Отдельной похвалы заслуживает операторская работа. Трясущаяся камера в сценах, где нам демонстрируют "вид из глаз", весьма удачно обеспечивает эффект присутствия.

Однако было бы неправдой утверждать, что этот фильм состоит исключительно из одних только достоинств. Хорошее впечатление от просмотра смазывается несколько затянутой концовкой, в которой режиссёру не удалось отойти от присущей Голливуду слезливости и нездоровому пристрастию к замедленным сценам. Присутствуют и классические штампы из разряда "сейчас я тебя убью, но перед этим расскажу свой хитрый план". Впрочем, и на Солнце есть пятна.

В целом, "Странные дни" заслуживают занять почётное место в коллекции любителей качественной научной фантастики. При создании фильма был сделан упор на реализм происходящего. Фантастический элемент не выпячивается на первое место, а служит лишь наживкой для вовлечения зрителя в размышления на другие, более вечные темы. Но даже если не обращать внимания на психологизм и социальную составляющую, его можно смотреть просто как триллер с лихо закрученным сюжетом и блестяще переданной атсмосферой надвигающейся катастрофы.

Олег ГАЛКИН

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

02 за 2010 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!