"Социальная" интрига Google

В последнее время все больше слухов ходит про создание компанией Google собственной социальной сети под названием (предположительным) Google Me. Правда, слухи эти, по большей части, довольно расплывчатые. Так что информацию о "социальном" проекте Google мне пришлось собирать буквально по крохам. Посмотрим, что получилось.

Кстати, первым о новой разработке Google сообщил в своем микроблоге в Twitter основатель ресурса Digg Кевин Роуз, который сослался на "весьма достоверный источник".


Orkut

Сразу оговорюсь, что у Google уже есть собственная социальная сеть - Orkut. Интересно, что этот проект назван в честь одного из сотрудников Google - его имя Orkut Buyukkokten. Orkut - далеко не самая известная в мире сеть, направленная на помощь в нахождении новых друзей и упрочнение существующих связей. Одна из возможностей этой соцсети - лёгкое создание простых форумов (т.н. "сообществ") пользователей.

Первоначально регистрация на Orkut была сугубо по приглашению. Но с октября 2006-го на Orkut разрешена свободная регистрация пользователей без приглашения. Так сложилось, что социальная сеть Orkut наиболее популярна (50% пользователей) в Бразилии (исторически там у нее просто не оказалось конкурентов), а также в других странах Южной и Центральной Америки - и еще в Индии.

 

Однако, по мнению маркетологов Google, соцсеть Orkut уже давно исчерпала свои возможности развития. И поэтому для успешной конкуренции с лидерами рынка следует придумать что-то принципиально новое.


iGoogle

В августе прошлого года Google выпустил пакет из 19 социальных приложений для владельцев персональных стартовых страниц iGoogle. Разработчики этих приложений утверждают, что они позволяют пользователям общаться и следить за действиями друзей в режиме реального времени.

В пакет вошли игры, информационные ресурсы, записная книжка DoTo (она позволяет вести совместные списки дел) а также сервис для размещения фото в Сети и YouTube. При этом любым из 19 приложений пользователь может поделиться с другом. К примеру, установка гаджета YouTube на странице позволяет автоматически размещать на ней видео, которыми с пользователем делятся друзья. Помимо прочего, на iGoogle появилась функция обновлений - она собирает в одну новостную ленту весь контент, в котором пользователь был отмечен друзьями.

Впрочем, запуск этого социального проекта изначально предусматривал участие в нем всех желающих разработчиков - они также могут писать приложения для iGoogle.


Lively

Еще в середине 2008 года компания Google запустила трехмерную социальную сеть с анимированными персонажами. Этот проект получил название Lively и был разработан сотрудниками Google по собственной инициативе в те самые 20% рабочего времени, которые отводятся им на личные разработки. Интерфейс и принцип построения персонажа в Lively весьма напоминают игру Second Life. Вот только Lively работает прямо в окне браузера (после установки соответствующего плагина).

Пользователи Lively персонифицируют себя в собственном трехмерном анимированном персонаже. Для него требуется выбрать пол, черты лица, прическу и одежду. Также следует оформить свою виртуальную комнату - она будет аналогом персональной страницы в традиционных социальных сетях.

Поскольку это социальная сеть, в Lively можно заводить друзей и общаться с ними. Для этого достаточно пригласить пользователя в свою комнату. Впрочем, большого развития этот проект не получил - так и остался забавной игрушкой и средством отработки новых web-технологий.


На игровой платформе

Про то, что Google (возможно) планирует создать собственную социальную сеть, сообщило также агентство Reuters. По его информации, интернет-гигант уже начал переговоры с несколькими известными разработчиками онлайн-игр. В их числе - компании Playfish, Zynga Game Network Inc. и Playdom Inc. Правда, пока непонятно: то ли игровой проект станет частью новой социальной сети, то ли сама соцсеть будет базироваться на платформе сетевой игры. Зато все сходятся на том, что Google планирует не размениваться на мелочи, а напрямую конкурировать, ни много, ни мало, с социальной сетью Facebook. Масштабы Google меньшего просто не подразумевают. Другой важный вопрос - когда именно стоит ожидать появления новой соцсети от Google.

Интересен набор компаний, с которыми представители Google ведут переговоры, - Playdom, Playfish и Zynga Game Network. Playdom принадлежит Electronic Arts, в компании Zynga Game Network Google недавно приобрела большой пакет акций. То есть, очевидно, что игровая составляющая в соцсети от Google будет одной из самых важных. Косвенное подтверждение тому: на вопрос, планирует ли Google создавать что-то подобное Facebook, Эрик Шмидт ответил: "Людям не нужно повторение чего-либо уже существующего".

Сочетание собственной соцсети и набора онлайновых игр вполне может позволить крупнейшей интернет-компании не только расширить свою клиентскую базу, но и с новой рекламной платформой вторгнуться на территорию, где пока, безусловно, доминируют такие сети, как Facebook и Twitter.

Кстати, недавно стало известно, что компания Walt Disney обсуждает сделку по приобретению упоминавшегося выше игрового разработчика Playdom за сумму более полмиллиарда долларов. Walt Disney планирует с его помощью развивать собственное бизнес-направление казуальных игр в социальных сетях. Предполагается, что Playdom будет разрабатывать игры на базе продукции Walt Disney.


Сколько стоит?

Заранее можно предсказать, что затраты Google на создание собственной социальной сети окажутся относительно невелики. Дело в том, что у компании уже есть огромный серверный парк для дата-центра и штат IT-специалистов, в том числе с опытом разработок сервисов Web 2.0. Есть и ряд собственных ноу-хау. Но главное - есть великое множество преданных пользователей сервисов Google - и, прежде всего поискового и почтового сервисов.

Но это что касается затрат на создание. А ведь есть еще и маркетинговые затраты. Конечно, Google сможет "бросить в бой" все собственные онлайновые ресурсы. Однако за рубежом (и особенно в США) принято рекламировать web-проекты также при помощи традиционных СМИ - телевидения, газет и т.д. А это уже весьма серьезные маркетинговые затраты для Google. При этом социальные сети пока не зарекомендовали себя особой доходностью. Эффективность рекламы в них - самая низкая из всех Web 2.0 проектов.

Но, видимо, топ-менеджеры Google смотрят на успех Facebook и считают, что игра стоит свеч. В самом деле, в таких странах, как Китай или Япония, доходы от игр, основанных на соцсетях, составляют миллиарды долларов. В США объем этого рынка по итогам 2009 года оценивается в $700 млн, а к 2012-му показатель, по прогнозам компании ThinkEquity, должен утроиться.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

31 за 2010 год

Рубрика: 

Internet
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!