Большая поисковая рокировка

Некоторые вещи кажутся нам настолько основательными и незыблемыми, что мы подспудно начинаем воспринимать их как нечто само собой разумеющееся. Причем происходит такое даже в сверхдинамичном Интернете. И когда устоявшийся порядок вещей начинает меняться, воспринять это оказывается достаточно сложно. Это я про начавшийся переход интернет-компании Yahoo на поисковый движок Microsoft Bing.

Мы за без малого десяток лет привыкли к тому, что на поисковом рынке есть лидер (Google), уверенный вице-чемпион (Yahoo) и вечный догоняющий (Bing и его предшественники - MSN Search и Windows Live Search). Но теперь компания Yahoo отказалась от своего поискового движка и переходит на продукт от Microsoft. По официальной версии, это позволит увеличить рыночную долю Microsoft, Yahoo - улучшить поиск, а пользователям - получать более качественный результат. По версии Google, это Microsoft пытается монополизировать поисковый рынок. Впрочем, достаточно посмотреть на рейтинги поисковиков, чтобы понять: не Google говорить про монополизацию...

Сейчас Yahoo меняет только поисковый движок. В поисковой выдаче на yahoo.com и других англоязычных сайтах Yahoo в самом низу страницы уже появилась надпись "Powered by Bing". Согласно договору между двумя IT-гигантами, Yahoo, как и прежде, будет определять, в какой форме будут выдаваться результаты поиска и какие дополнительные сведения будут их сопровождать. Microsoft, со своей стороны, обеспечит сам поиск данных. При этом в результатах поиска будет выводиться реклама от Microsoft.

Сменив поисковую машину, Yahoo продолжит самостоятельно развивать онлайновые сервисы, базирующиеся на поиске. По сути, в рамках этой сделки Yahoo монетизирует свою аудиторию и снижает издержки, а корпорация Microsoft завоевывает рынок поисковых услуг и масштабирует свои поисковые технологии. Как говорит вице-президент Yahoo Саша Сет, со временем поисковые технологии Microsoft будут применяться Yahoo как для всего web-поиска, так и для мобильного поиска.

В отличие от рыночных аналитиков, специалисты по поисковым системам восприняли смену поискового движка Yahoo достаточно спокойно. Например, генеральный директор компании Contour Components Владимир Некрасов говорит: "Поисковый движок Yahoo! базируется на старой разработке AltaVista, которая досталась Yahoo! вместе с Overture - одним из первопроходцев контекстного поиска. Движок Bing современней". В свою очередь, аналитик компании comScore Майк Хантер уверен: "Поисковик Bing, конечно, более продвинутый в плане фактического сканирования и индексирования Web, однако Yahoo все еще имеет уникальные алгоритмы работы своих онлайн-сервисов, способен конкурировать и не собирается в ближайшее время уступать значительную долю контролируемого им рынка".

 

Собственно, о данной сделке между Yahoo и Microsoft было рассказано предельно подробно еще в прошлом году. Время, прошедшее с тех пор, было потрачено на интеграцию движка Bing в инфраструктуру Yahoo, теперь же началось практическое воплощение достигнутых с Microsoft договоренностей. Напомню вкратце предысторию. 1 февраля 2008 года Microsoft направила акционерам Yahoo предложение о приобретении за $44,6 млрд (на 62% больше рыночной стоимости компании). Так началось драматическое противостояние двух корпораций, а также внутренний конфликт в Yahoo - между топ-менеджерами и акционерами интернет-компании.

В итоге основатель и глава Yahoo Джерри Янг был вынужден покинуть свой пост, но сама компания так и не влилась в состав софтверного гиганта. В конце концов, после долгих и буквально выматывающих переговоров в июле 2009 года новое руководство Yahoo согласилось перейти на поисковик Microsoft. Одновременно Microsoft и Yahoo договорились и об онлайн-рекламе - согласно условиям соглашения, для показа коммерческих материалов web-сайты Yahoo будут использовать технологии Microsoft.

Конечно, многое в работе Yahoo теперь переменится. Так, например, продакт-менеджер Yahoo Наташа Фаттедад сообщила журналистам: "Из стратегических соображений мы решили закрыть свой инструмент разработки SearchMonkey. Это состоится 1 октября 2010 года". Это, в общем, было неизбежно: SearchMonkey неразрывно связан со старым поисковым движком Yahoo.

Другие сервисы пока не изменятся. В частности, продолжат работать MyBlogLog и Yahoo BOSS, которые позволяют web-разработчикам встраивать средства поиска Yahoo в собственные сайты. Правда, эти инструменты станут платными. Компания уже порекомендовала разработчикам, желающим сохранить свой код, экспортировать его, используя стандартные инструменты.

Итак, чего ожидать нам, пользователям, от нового поискового альянса? Для пользователей переход Yahoo на более совершенный движок Bing - это, безусловно, плюс: они получают более качественный поиск. В свою очередь, Yahoo за счет высвобождения ресурсов сможет улучшать уже существующие и внедрять новые актуальные сервисы. А это также пойдет лишь на благо пользователям (прежде всего в Северной Америке).

Однако это, конечно, далеко не все. Мало кто сомневается, что Microsoft и Yahoo затеяли столь тесное сотрудничество во многом ради того, чтобы отвоевать часть интернет-рынка у нынешнего лидера - компании Google. Такая совместная работа потенциально способна дать синергетический эффект и обеспечить сравнимую по объему долю клиентов их рекламного сервиса. Если, конечно, у Yahoo не взыграют амбиции - такой компании сложно забыть, как когда-то она была абсолютным лидером и инициатором едва ли не всех начинаний в онлайне.

В любом случае, Yahoo! Mail пока остается самым крупным сервисом e-mail в мире. Конечно, конкурируя с Google, компания теряет свою долю на рынке поисковых web-сервисов. Впрочем, это тоже не однозначный процесс: по данным аналитиков comScore от 17 августа, все еще работая на своем старом движке, в июле поисковик Yahoo нарастил долю рынка в США на 0,4%. Причем именно за счет Google. Доля Google снизилась с 66,2% до 65,8%. Доля Yahoo в июне составляла 16,7%, а в июле она выросла до 17,1%.

Общее количество поисковых запросов, сделанное американцами за месяц, составляет 15,6 млрд. При этом на сайтах Yahoo этот показатель составил 2,7 млрд запросов, увеличившись на 3%. У остальных крупных ресурсов рост числа запросов был ниже.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

33 за 2010 год

Рубрика: 

С миру по байту
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!