Новости сообщества GNU/Linux

Про модерн, классику и автомобильный дизайн


KDE 4.5

Из-за начала патентной войны между Oracle и Google чуть было не остались без должного внимания некоторые важные для сообщества GNU/Linux новости. Например, новость о выходе очередной версии популярного рабочего окружения KDE 4. В середине августа этот проект обновился до версии 4.5 (www.kde.org/announcements/4.5/platform-ru.php).

KDE 4 можно назвать одним из самых модернистских среди проектов open source. Причём это уже не только современный графический рабочий стол для UNIX-систем. С недавних пор KDE позиционирует себя как настоящая платформа с собственной инфраструктурой разработки самых современных приложений. И эта платформа развивается по всем направлениям как в плане графического десктопа, так и в плане инструментария разработчика.

И, в целом, изменения в этой версии должны быть более заметны разработчикам, а не простым пользователям. Так, например, рабочий стол Plasma теперь можно настраивать с помощью языка JavaScript. Это позволяет писать специальные шаблоны, которые помогут администраторам систем устанавливать отдельные конфигурации или изменять для пользователей вид рабочего стола Plasma по умолчанию.

 

В набор скриптовых языков для платформы KDE был добавлен Perl, а также значительно расширена поддержка Ruby. И появилось первое полностью написанное на Python для KDE приложение.

В состав этой платформы интегрирован браузерный движок для веб-страниц WebKit, который используется в браузерах Chrome и Safari. Причём предыдущий отрисовочный движок для веб-страниц KHTML остался, предоставляя разработчикам выбор между тем или иным решением.

Что касается пользователей, то они должны отметить добавление в оконный менеджер KWin режима тайлинга, который даёт возможность автоматически размещать открываемые окна без перекрытия, одно рядом с другим. В новой версии KDE сделали новую унифицированную область уведомлений.

Но основное в новой версии платформы KDE - это увеличение производительности, улучшение стабильности и оптимизация работы. Причём работы над оптимизацией достигли уровня, когда разработчики заговорили о появлении профиля KDE для мобильных устройств. В следующих выпусках платформы ожидаются мобильные версии Kontact, KOffice и оболочки Plasma Mobile.


Ubuntu 11.04 Natty Narwhal

Дистрибутив Ubuntu можно тоже считать образцом модернизма в сообществе СПО. Особым модернизмом будет отличаться выпуск 10.10 с кодовым названием "Независимый Сурикат", который официально появится совсем скоро - в октябре этого года.

А в сообществе убунтоводов уже началось обсуждение весенней версии следующего года 11.04. Этой новой версии, по традиции, на прошлой неделе дали имя животного-талисмана (www.markshuttleworth.com/archives/478).

После длительных размышлений Марка Шаттлворта релиз 11.04 назвали в честь морского единорога Natty Narwhal, то есть "Аккуратный Нарвал". Этот серьёзный зверь, по мнению Шаттлворта, должен олицетворять тот факт, что, во-первых, сообщество разработчиков СПО - это очень серьёзно. А, во-вторых, этот редкий вид животного должен напоминать нам о сложной экосистеме разработки открытых проектов, с которой надо очень аккуратно обходиться. Видимо, глава Canonical намекает здесь на недавнее хищническое поведение компании Oracle.

Про конкретные особенности "Аккуратного Нарвала" пока говорить рано. Но в своём блоге Шаттлворт отмечает, что "Нарвал" должен стать самым красивым и стильным дистрибутивом Ubuntu. И в этом отношении большое внимание будет уделяться работе с самыми современными видеокартами.


Vim 7.3

В отличие от модернистских и в чём-то даже пижонских KDE и Ubuntu, есть в мире свободного ПО и консервативные вещи, которые до сих пор не потеряли своей актуальности. После двух лет с момента выхода предыдущей версии обновился легендарный консольный текстовый редактор Vim - на прошлой неделе была представлена версия 7.3 (https://groups.google.com/group/ vim_announce/msg/e2251dcd7ecfb2c2).

Vim - один из старейших и мощнейших текстовых редакторов. Он является самым настоящим олицетворением философий UNIX-way и свободного ПО. Этот редактор, как и положено настоящему юниксовому проекту, интуитивно не очень понятен и требует чтения документации и обучения. И только после этого раскрывает всю свою мощь и красоту.

Как программа, Vim давно достиг своего совершенства, и ожидать в новых версиях каких-то революционных изменений здесь не стоит. Но функциональные новшества получились интересными.

Во-первых, функция "undo" стала вечной. То есть содержимое undo-буфера сохраняется между перезапуском документа и самого редактора. То есть можно закрыть редактор и потом вернуться к редактированию документа, с сохранением возможности отката внесённых изменений.

Появилось шифрование своп-файла. Для этого используется Blowfish-шифрование. Параноики безопасности будут довольны.

Для разработки дополнений теперь имеются интерфейсы на языках Lua и Python.

Теперь в Vim можно не только создавать, но и читать fb2-файлы. В редактор добавлен патч conceal text, позволяющий просмотреть документ без тегов, wiki-разметки.


Открытый автодизайн

Мы уже не раз писали, что идеи open source в той или иной форме давно уже вышли за пределы софтверной индустрии. И сейчас эти идеи потихоньку приживаются в автомобильной промышленности.

На прошлой неделе в Бразилии, где живёт очень много сторонников open source, филиал автоконцерна Fiat представил публике 3D-концепт городского двухместного автомобиля Fiat Mio. Работать он будет от электродвигателя, который также будет питать и все внутренние системы (www.fiatmio.cc/en).

Эта модель отличается не только оригинальным дизайном с огромным ветровым стеклом, которое охватывает и боковые стороны автомобиля. Кстати, этот дизайн был создан при активном участии пользователей Интернета - на сайте проекта поступило более десяти тысяч предложений от зарегистрированных пользователей, которые создатели электромобиля попытаются внедрить в автомашине.

Полностью спецификации автомобиля ещё не определены, но официально он будет представлен в октябре на Международной Автомобильный выставке в Сан-Паоло. Из уже известных особенностей Fiat Mio обозреватели отмечают колёса, вращающиеся на 90 градусов для более удобной парковки в ряд; камеры вместо зеркал заднего вида; средства связи между машинами, чтобы автоматически избегать столкновений.

Все технические детали будут распространяться под творческой лицензией Creative Commons.

Михаил АСТАПЧИК

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

33 за 2010 год

Рубрика: 

Компьютер и жизнь
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!