Демонополизацию мы уже проходили

Визитная карточка
AT&T Corporation

Год основания: 1885

Президент: Джон Зеглис (John Zeglis)

Штаб-квартира: Нью-Йорк, США

Годовой оборот: $59,6 млрд.

Число сотрудников: 128 000

WWW: www.att.com

Самая популярная книга среди сотрудников корпорации Microsoft - "Дорога в будущее" Билла Гейтса (спасибо магазину Amazon.com за опубликованную приватную информацию о клиентах). Сейчас над Microsoft нависли тучи (точнее, Министерство юстиции и судья Томас Джексон), а сотрудникам офиса с большими окнами пора забыть о светлом будущем и переходить на более конкретную литературу. Историческую, например.

В 1984 году огромная суперкорпорация AT&T и ее дочерняя компания Bell System (более миллиона сотрудников в штате) попали под колесо американского правосудия. Антимонопольное законодательство США, созданное в 1890-1914 годах, было с успехом использовано против самого главного монополиста 80-х, который узурпировал быстрорастущий рынок внутренних и международных телекоммуникаций. Вполне возможно, что те же древние законодательные акты, создатели которых давно нашли себе место в другом мире, сработают на всю катушку еще раз - против Microsoft. Поэтому будет весьма полезно обратиться к истории главной жертвы демонополизации и посмотреть, что из этого получилось. Ведь история любит повторяться.

AT&T, известная в прошлом как American Telephone and Telegraph Company, ведет свою историю от изобретения Александром Беллом телефона в 1876-ом. "Лаборатории Белла" имели самое прямое отношение к первому в мире межконтинентальному телефонному звонку в 1927 году и изобретению UNIX в 1969. Именно их должно благодарить человечество за первый транзистор, изобретение "солнечных ячеек" (сердцевина солнечных батарей) и язык программирования C++.

В начале века AT&T активно завоевывала зарубежные рынки, открыв представительства по продаже оборудования в 12 крупнейших городах мира, включая Санкт-Петербург. После первого исторического телефонного звонка (в Лондон) была налажена прямая "радио-телефонная" связь с Гавайями (в 1931) и Токио (в 1934). Первый трансатлантический подводный кабель был проложен в 1956 году.

 

Всю свою историю AT&T и Bell System работали как узаконенная "естественная" монополия, так как было признано, что каналы телефонной связи в силу своей природы используются более эффективно, если имеют только одного собственника. После того как начали широко применяться медные провода, спутниковая связь и появились другие технологические изыски, точка зрения государства на предмет "естественности" такой монополии изменилась. В результате длившегося 8 лет (с 1974 по 1982) судебного разбирательства небезызвестная и ныне Federal Communications Commission (FCC) провела демонополизацию империи AT&T и Bell System. 1 января 1984 все было официально завершено: появилась совершенно обновленная AT&T (до сих пор не прекращающая определяться со своими интересами на рынке телекоммуникаций) и 7 региональных компаний, известных также как "детки Белла" (Baby Bells), которые поделили между собой территорию США. Основным же занятием AT&T стала международная связь.

В последние годы компания AT&T заметно изменилась, но продолжает относиться к числу крупнейших мировых корпораций.

Усиление конкуренции заставило монстра мира телекоммуникаций провести еще одну структурную перестройку. Теперь фирма фокусируется на все той же всемирной телефонной связи, а также на беспроводных телекоммуникациях (включая сотовую связь) и спутниковой связи. С недавнего времени AT&T записалась в число провайдеров, занявшись обеспечением Интернет-доступа. Слияние со специализирующейся в области кабельного телевидения фирмой Tele-Communications позволило AT&T расширить деятельность во всех указанных направлениях.

AT&T сохраняет свои позиции в качестве международного оператора связи. По сведениям компании Vertical Systems Group, доля AT&T в общем доходе компаний от предоставляемых услуг междугородной связи составила 55%. В середине декабря прошлого года компания приобрела за $5 млрд. сеть IBM Global Network, а в ноябре совместно с BT начала реализацию проекта, предполагающего предоставление пакета международных услуг по передаче голоса, данных и IP-сервисов. Корпорация AT&T даже открыла лабораторию по тестированию совместимости продуктов IP-телефонии, так как в планах гиганта - обеспечить такую же надежность предоставления услуг IP-телефонии, какая обеспечивается обычной телефонной связью с коммутацией каналов. Кстати, один из методов тестирования состоит в том, что сотрудники компании AT&T в Флорам-Парке (штат Нью-Джерси) подключили свои телефоны и компьютеры к местной лабораторной сети и используют технологию IP-телефонии для связи между собой в зданиях компании AT&T.

Нельзя недооценивать роль компании, которая имеет в своем распоряжении проводные каналы связи, охватывающие почти весь мир (не говоря уже о растущем влиянии AT&T в области беспроводной связи). Главная сила AT&T заключается в телефонных коммуникациях, хотя конкурентоспособность фирмы возросла с включением в ее сферу деятельности таких позиций, как предоставление специализированных Интернет-услуг, создание локальных выделенных сетей и совместная передача голоса и данных.

По заявлению руководства корпорации, в будущем AT&T намерена заработать на IP-технологиях не один миллиард долларов, и это не просто красивые речи. Чтобы сохранить свою мощь, компании нужно развивать бизнес предоставления услуг передачи данных, и она энергично защищает завоеванные позиции.

Еще один рынок, на который рассчитывает AT&T - сети кабельного телевидения. В октябре корпорация объединилась с крупным оператором кабельного телевидения MediaOne Group, после чего довольно неожиданно AT&T стала одним из лидеров американского рынка кабельного телевидения, обслуживая более 11 миллионов абонентов.

Если подвести итоги, после демонополизации AT&T пришлось действительно несладко. Прибыльный бизнес в условиях жесткой конкуренции стал приносить все более крупные убытки. Требовалась немедленная реструктуризация и новая маркетинговая стратегия. AT&T пошла на это. После увольнения 40 тысяч сотрудников и смены руководства корпорация стала внедряться на новые для себя рынки кабельного телевидения и перспективный рынок IP-телефонии. Одновременно еще более укреплялась международная инфраструктура, и без того чрезвычайно мощная (пару недель назад AT&T объявила об образовании латиноамериканского подразделения AT&T Latin America). Результаты не заставили себя долго ждать - выгодные слияния и покупки перспективных компаний делают обновленную AT&T одной из самых прогрессирующих hi-tech компаний последних лет, что так не сходится с ее имиджем "неповоротливого гиганта-монополиста", который сложился более чем за 100 лет истории этой корпорации.

Анатолий АЛИЗАР,
alizar@softhome.net

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

47 за 1999 год

Рубрика: 

Brand name
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!