Время подводить итоги

Каждый год в декабре авторитетный научный журнал "Science" подводит главные итоги уходящего года (Science, 2001, Vol. 294, No. 5551, P. 2442-2443). Как отметил главный редактор журнала Дональд Кеннеди, это была "особенно трудная задача" благодаря очередным достижениям генной инженерии. Но поскольку успехи генетики были признаны ключевыми в прошлом году, то "гвоздем" 2001 года было решено объявить прорыв электроники в область наномасштабов, имея в виду реальные достижения в деле создания молекулярных компьютеров, самособирающихся микромашин и в технологии получения углеродных нанотрубок и нанопроводников, о чем "КВ" своевременно информировала читателей.

Созданные в этом году устройства могут действительно выполнять логические операции и даже решать простейшие вычислительные задачи. В процессе активной разработки в настоящее время находятся диагностические наномашины, которые могли бы следить за состоянием крови и управлять изнутри подачей необходимых лекарств; сверхмалые и сверхбыстрые микросхемы, которые позволят многократно повысить вычислительную мощь компьютеров; квантовые компьютеры, все перспективы применения которых пока даже трудно вообразить.

Были названы и другие достижения, вошедшие в "горячую десятку" этого года. Это:

  • выяснение того, каким образом сращиваются молекулы РНК, осуществляющие информационную связь между молекулами ДНК и синтезируемыми белками;
  • расшифровка генетического кода более чем 60 организмов, включая человека и некоторых болезнетворных микробов;
  • создание нового поколения антираковых лекарств - так называемых "умных бомб" (smart bombs);
  • прогресс в понимании процесса роста аксонов нервных отростков, с помощью которых нервные клетки образуют сложную сеть;
  • дальнейшие исследования конденсата Бозе-Эйнштейна, которые позволят создать атомные лазеры и сверхточные измерительные приборы;
  • всеобщее признание того, что наблюдаемое в последние 50 лет глобальное потепление климата Земли вызвано прежде всего хозяйственной деятельностью человека;
  • новый анализ скорости поглощения двуокиси углерода, вызывающей климатические изменения, который указывает на возможность замедления этого процесса в ближайшем столетии;
  • разгадка тайны солнечного нейтрино, которая снимает некоторые острые проблемы астрофизики Солнца;
  • открытие новых экзотических материалов, которые поднимают температурную планку сверхпроводимости до 117 К, открывая новые возможности для электроники.

Были названы и проблемы уходящего года, в частности, связанные с финансированием фундаментальных исследований (ну, это тема вечная) и с ситуацией, сложившейся после сентябрьских терактов (сокращение бюджетов, ограничения на информационный обмен и международное сотрудничество, сдвиг исследовательских приоритетов в сторону военных и антитеррористических технологий и т.п.).

 

На 2002 год "Science" делает ставки на вывод в космос нескольких новых телескопов, исследование многофакторных заболеваний, создание оптических часов, международные исследования зародышевых клеток и некоторые другие возможные достижения.

А вот журнал "Wired Magazine" ежегодно проводит своеобразный конкурс пустых обещаний или обманутых надежд - "Bottom 10". Речь идет об анонсированных революционных технологиях, которые, якобы, должны кардинально изменить нашу повседневность, но которые либо безнадежно задерживаются с реализацией, либо так никогда и не появляются. "Wired" называет их "vaporware" (от vapour - "пар, туман, нечто нереальное, химера, фантазия, бахвальство"). Каждый год "Wired" приглашает читателей принять участие "во всенародном голосовании" для выявлении "горячей десятки" года, поощряя их не стесняться в выражениях и оценках. Итоги будут подведены в самом конце декабря и самые лучшие комментарии к технологическим "прорывам" уходящего года будут опубликованы.

В прошлом году в разряд vaporware попали "Tribes 2" от Sierra Studios (10), беспроводные Web-блокноты (9), протокол беспроводных коммуникаций Bluetooth (8), "Electronic Film System" от Silicon Film Technologies, приспособление, превращающее обычный фотоаппарат в цифровой (7), "Warcraft III" от Blizzard Entertainment (6), Itanium от Intel, прозванный острословами "Интеловским Итаником" (5), версия 2.4 ядра ОС Linux Линуса Торвальдса (4), "Black and White" от Lionhead Studios (3), "Duke Nukem Forever" от 3Drealms (2), Mac OS X (1). Как видно из рейтинга, наибольшую нетерпеливость проявляют геймеры. Формула: "Обещанного три года ждут" - явно не для них.

Посмотрим, кто отличится в этом году. Ждать осталось совсем недолго.

Сергей САНЬКО

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

52 за 2001 год

Рубрика: 

Новые технологии
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!