Моя Цивилизация

Название: Sid Meier's Civilization IV

Жанр: пошаговая стратегия

Разработчик: Firaxis Games

Издатель: 2K Games

Минимальные (рекомендуемые) системные требования: Windows 2000/XP, CPU 1.2 GHz (1.8 GHz), RAM 256 (512), DirectX 9.0c-совместимая видеокарта с 64 (128) Mb и аппаратной поддержкой T&L, 1,7 Gb свободного места.

 

Эту игру ждали четыре года. Эту игру ждали абсолютно все. И моя соседка снизу Нина Кузьминична, бабуля неопределенного возраста, последние полгода неизменно встречала меня у подъезда вопросом: "А когда это "наше все" Сидушка Мейер выпустит уже Циву?" И в военкомате товарищ подполковник, краснея, спрашивал: "А может, она уже вышла, а ты просто не знаешь?" И даже по национальному телевидению в программе "Вести с полей" каждую неделю с кислой миной объявляли: "Еще нет, но уже скоро". И вот, планету накрыл праздник. Радуются все: от дворников до психиатров, от борцов до продавщиц кваса. Потому что она все-таки вышла и имя ей - Sid Meier's Civilization IV. Или по-русски - четвертая Цива.

Естественно, больше других эту игру ждал именно я, потому что предыдущая версия за четыре года успела надоесть до чертиков. Поэтому я сразу спешу поделиться с вами своими впечатлениями. Для нетерпеливых читателей скажу сразу - да, покупать стоит и немедленно играть. А пока эти господа, кинув читать, побежали в ближайший магазин за дисками, я продолжу свой рассказ с чувством, толком, расстановкой.

Новая "Цивилизация" производит впечатление гибрида второй и третьей части. По моему мнению, от каждой предшественницы взяли только самое лучшее и нежно сшили в хороший модный костюм. Вообще-то самую лучшую игру всех времен и народов сложно чем-то испортить, а ведь разработку курировал сам Сид, так что отменный результат был ожидаем. И я совершенно не удивился, когда впервые запустил новую "Цивилизацию" в восемь часов вечера, а очнулся в половине шестого утра, приведя египетскую империю к дипломатической победе. Услужливая статистика рассказала, что путь к победе занял у меня девять часов и восемнадцать минут. Потрясающая игра! Великолепная игра! Несомненно лучшая стратегия этого года. Хотя сравнивать четвертую "Цивилизацию" с другими играми не совсем правильно, соперников просто нет никаких, лучше поставить ее рядом с первыми тремя сериями и заняться анализом.

Вступительный ролик как всегда скучный и неинтересный. Зачем их только рисуют? Начало игры тоже не претерпело особых изменений: выбираем тип карты, ее размер (от которого зависит количество соперников) и нацию, за которую будем играть. Вот тут нас поджидает первое новшество - теперь для каждой страны может быть два лидера, от выбора одного из них будут зависеть специальные характеристики вашей будущей империи. Но у некоторых наций выбора лидера нет, например, у Египта и Испании. Кстати, всего наций в игре 18, думаю, на ближайшие четыре года хватит.

Самое интересное и очень ожидаемое мной нововведение - религии. Да, во второй части "Цивилизации" можно было установить форму правления "фундаментализм" и захватить мир с помощью "фанатиков". Но реализация задумки была не ахти. Теперь же у нас есть семь полноценных религий! Даже позволю их перечислить: иудаизм, христианство, ислам, буддизм, индуизм, конфуцианство и таоизм. На самом деле, кроме названий, между религиями нет больше различий. То есть они дают абсолютно одинаковые бонусы. Вам же остается выбрать, какой "опиум для народа" из перечисленных сделать государственной религией. И этот выбор действительно необходим. Потому что ваша империя без религии будет развиваться намного медленнее соседей. Только к концу игры, открыв "Free Religion", можно будет объявить свободу вероисповедания. Кстати, религии не доступны все сразу, а появляются по мере исследования новых технологий. Спасибо разработчикам - и тут они постарались соблюсти историческую правдивость. Так, у меня в начале появился иудаизм, примерно в сотом году нашей эры христианство, а в одиннадцатом веке - ислам. Очень важно и то, у кого первым появится новая религия, ведь тогда эта нация получает в свое распоряжение святой город, в котором можно будет позже построить святыню. Например, для иудаизма это Храм Соломона, который, естественно, будет приносить стране свои дивиденды. Кроме того, если святой город находится в вашей стране, то вы сможете видеть, что происходит рядом с теми городами, жители которых тоже придерживаются вашей веры. Распространяется религия по торговым путям, ускорить процесс можно, строя храмы и соборы (хотя соборы для каждой религии называются по-разному), а также рассылая миссионеров по городам. Чем больше влияния имеет ваша религия, тем большее влияние имеете вы. Страны с такой же религией, как у вас, очень дружелюбны, а иноверцы хмурятся и грозят войной. Все как в жизни. Кстати, вполне возможна ситуация, когда в каком-нибудь городе соседствуют все семь религий. Правда, мне такого еще не доводилось видеть - максимум три. Собственно, и храмов в таком городе можно построить несколько.

Ушли в прошлое правительства. Точнее, они, конечно, остались, но теперь они называются "Civics" и имеют пять категорий, в которых пять подкатегорий. Эти категории отвечают по отдельности за форму правления, за экономический строй, религиозные свободы, систему выборов и труд. Совокупность всех пяти категорий и составляет ваше правительство. Если заняться математикой, то мы имеем 25 в 25-й степени различных правительств. Вам достаточно? Конечно, все нам доступно не сразу, но по мере развития технологий ваша нация может жить, например, при таком веселом гибриде: Полицейское правление (+25% производства войска и -50% недовольных войной), Крепостное право (+50% к скорости рабочих), Бюрократия (+50% скорость постройки во всех города и +50% налогов от столицы), Рыночная Экономика (+1 торговый путь для каждого города) и Теократия (каждый юнит, произведенный в городе с государственной религией, получает дополнительно 2 XP).

Как вы понимаете, теперь у нас и революции случаются чаще. Анархию не отменили, как и не отменили специальную особенность некоторых наций обходиться без анархии. Зато ввели "задержку" после революции. То есть теперь нельзя сразу сменить тот строй, к которому вы пришли сквозь тернии революции, надо будет подождать несколько ходов. Как видите, все сделано для нашего удобства и чтобы играть было интереснее.

Перейдем к городам. Довольно много изменений, которые, впрочем, сделали игру только удобнее. Например, оставили загрязнения, но изменили их влияние. Теперь это не оранжевые плямы на квадратах вокруг города, которые приходится чистить рабочим. Объясню подробнее: загрязнения теперь появляются не с постройкой фабрики, а с самого начала игры и увеличиваются с ростом города и появлением новых строений. Город растет, если есть излишек еды, а загрязнения теперь эти излишки "съедают". Боремся проверенными средствами - акведуками, госпиталями и так далее. Вот только нет этих надуманных ограничений в размерах города 6 и 12, как в прошлых версиях игры. У меня были города, которые достигали 20 без очищающих сооружений. Просто там люди очень чистоплотные жили:). В прошлой "Цивилизации" мы могли заполучить "Великого Человека", но только участвуя в боях. Теперь каждый город нашей империи генерирует очки для создания "Великого Человека". Эти великие люди могут быть пяти типов: великие ученый, инженер, артист, пророк и торговец. Как вы понимаете, от специализации зависят способности новоявленного гения. Например, ученый может либо построить академию в любом городе, которая повысит научную отдачу этого города, либо ускорить изучение науки (причем не той, которую вы изучаете в данный момент!), либо превратиться в супер-специалиста. Кроме того, если у вас есть сразу два великих человека разных специализаций, то можно устроить "Золотой Век" для своей нации, который будет длиться восемь ходов. Причем "Золотой Век" можно устраивать не один раз, правда, для следующего потребуется уже на одного гения больше. Интересно, что великие люди появляются без привязки к национальности, поэтому было забавно читать: "В Токио родился Михаил Ломоносов". Города по-прежнему вырабатывают культуру, которая влияет на соседей. Но теперь культура помогает и защищать город - городам с высокой культурой дается защитный бонус, который со временем становится очень существенным.

Давайте поговорим и о войне. Юниты сохранили способность обучаться, вот только теперь они за победы получают экспириенс-очки и повышаются в уровне, благодаря чему можно выбрать им новую способность. К тому же военные юниты теперь делятся на девять типов. Не буду их все перечислять, отмечу лишь, что одни войска имеют определенные бонусы в противостоянии с другими, своеобразные камень-ножницы-бумага получаются. Наконец-то, дизайнеры додумались дать нам возможность объединять войска в группы, а не двигать каждого солдатика отдельно.

Дипломатия изменилась не сильно. Стоит отметить, что не все дипломатические возможности сразу доступны. Например, обмениваться технологиями можно будет лишь с открытием алфавита. А при открытии коммунизма станет доступным "Постоянный Союз". А это довольно занятная штука - тогда два государства фактически становятся одним. То есть вы продолжаете управлять своими юнитами и городами, но ресурсы у вас становятся общими и к победе вы уже идете вдвоем. Прямо Варшавский договор против НАТО.

Нужно отметить еще несколько изменений. Теперь не надо платить за содержание зданий, оплата идет только за город, в целом. Интересно, что чем больше у вас городов, тем больше за каждый из них вы будете платить: один город - одна монета за ход, два города - по две монеты за каждый, три города - уже девять монет, и так далее. К тому же коррупция никуда не делась, хотя разработчики и снизили ее влияние. Варвары не просто шатаются по карте в поисках приключений, им возвратили способность захватывать и разрушать города, а также строить свои собственные. К сожалению, исчезла возможность улучшать свой дворец или тронный зал, которая была в прошлых сериях. Вместо этого, когда в городе происходит "We Love the King Day", этот город один ход не платит за свое содержание. Слабое утешение. А еще в игре замечательная музыка, которая к тому же меняется с каждой новой эрой. Так, в эпоху возрождения я слушал Баха, Моцарта и Бетховена. Хотя, если придерживаться исторической справедливости, то Бетховен был позже :). Самой большой неожиданностью для меня стала озвучка юнитов. Представьте себе, я начал играть за русских, а поселенец мне и говорит: "Скажите мне, что надо делать?" По-русски! Римляне болтают на латыни, французы - по-французски. Теряюсь в догадках, на каких языках балакают египтяне и малайзийцы.

Наверное, стоит поговорить и о минусах игры, да? А их нет. Возможно, кто-то назовет минусом то, что игра требует слишком много ресурсов компьютера. Но давайте посмотрим правде в глаза - это минус не игры, а наш :). Замена двумерной графики на трехмерную прошла успешно. Конечно, игра не блещет красотами новейших шутеров, но ведь не в этом ее суть. Правда я, честно говоря, так и не увидел необходимости в этой трехмерности, на геймплей она никак не влияет. Конечно, будут еще патчи, но уже сейчас понятно, что игра, несомненно, удалась. Вы еще читаете?

Алексей ХАЛЕЦКИЙ,
synth@tut.by


Свежий взгляд новоявленного адепта

Я не был ветераном великой "цивилизованной" серии. И никогда не мог понять, за что эти компьютерные шахматы так любят игроки, мечтательно ностальгируя: "А вот я помню в 91-ом...". Да, эта игра действительно практически без изъянов. Говоря о "Цивилизации" за номером четыре, старики обычно отмечают религию. Мне кажется, что все же господа рецензенты несколько преувеличивают ее значение. Я, например, вовсе не обращал на нее внимание: есть хоть какая - и ладно, бонус будет. Гораздо сильней меня порадовала поумневшая система переговоров. Такое чувство, что мы говорим не с компьютерным болванчиком, а с вполне самодостаточным политиком. Осаждая вражеский город или разрушая вражеские фермы, мы сначала получим попытки огрызаться, а, почувствовав себя в тяжелой ситуации (на грани потери города с потенциальным продвижением вражеской армии к важным ресурсам вроде железа или лошадей), ИИ начнет лебезить, предлагая вам всяческие блага - контрибуцию, технологии, ресурсы или, в крайнем случае, захудалый городишко. Используя эту особенность, можно "выносить" соперника малой кровью тактикой кочевников - быстрыми разорительными набегами и мародерством народного хозяйства. В остальном же, нельзя не согласиться, что Civilization IV - новая ступенька игровой эволюции. И ни в коем случае нельзя считать новый трехмерный движок минусом - мы ведь уже не в каменном веке... Анимированные мужики, размахивающие дубинами, могут заставить многих поклонников красочных RTS проводить ночи за "Цивилизацией", позабыв про еду и сон. Игра месяца объективно, и субъективно - игра года.

Арсений КРАВЧЕНКО


Безальтернативная любовь

Самая большая проблема новой "Цивилизации" в попытке сделать ее для всех. Т.е. вывести из разряда сложных и "заумных" симуляторов человеческой истории, превратив в нечто вкусное, сладкое и блестящее. Да еще на батарейках. Конечно, понятно желание разработчиков расширить целевую аудиторию, а заодно и кассовые сборы проекта, однако еще ни разу подобное желание не приводило к полету фантазии и творческому порыву.

Civilization 4 стала легче (компьютер почти все подсказывает) и одновременно запутаннее. Удивительным образом упрощенный геймплей сочетается с перегруженным интерфейсом и захламленным разными информационными окошечками главным экраном. Приемлемое приближение камеры значительно сужает игровой обзор, не позволяя охватить одним взглядом сразу всю империю. Попытки отдалиться на высоту птичьего полета только ухудшают ситуацию - проще уже пользоваться мини-картой при всей ее условности и схематичности.

Порадовали две вещи: AI и музыка. Первый сделал гигантский шаг вперед (нечто подобное писали, когда вышла третья "Цива"), позволив многое решать миром. Вторая - просто чудесна и всегда к месту, за что композитору отдельное спасибо.

К сожалению, достойных альтернатив Игре с большой буквы нет. Все, что мы можем делать - любить то, что нам предлагают. Любить и надеяться, что на примере третьей "Цивилизации" очень скоро выйдут патчи и дополнения, которые исправят если не все, то очень многое.

Егор МАЛЫЖЕНКОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

46 за 2005 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Алексей Халецкий
Александр, могу согласиться с вами только по поводу цивилопедии - её действительно сделали неудобные. Особенно эти мультяшные пиктограммы.

А вот на интерфейс вы зря набросились, к любому меню доступ осуществляется одним кликом или нажатием одной горячей клавиши. Графиков и меню по сравнению с третьей частью больше не стало. Где же вы заблудились?:)

Изменили воздействие загрязнения и в нынешнем виде он вам не нравится? Так вы консерватор?:)

Утечка памяти - глюк движка и техники, а не геймплея. Причём глюк, при котором можно играть. Или может вы хотите потребовать назад свои деньги?:)

Вы мне напоминаете одного моего знакомого, который не играл в своё время в первый и второй воркрафт только из-за того, что они были двумерными:)

Егор, вот вы пишите, что Цивилизация стала легче, а между тем наверняка пролетели её на самом лёгком уровне сложности? Между тем на Nobel игра уже заставляет серьёзно думать над принятием решений и не прощает ошибки. Изменения не упростили игру, а просто сделали её удобнее. Баланс же можно почуствовать лишь на Emperor:) Deity - для мазохистов:)

А музыки всё же мало.

Аватар пользователя Zeus
>Анимированные мужики, размахивающие дубинами, могут заставить многих поклонников красочных RTS проводить ночи за "Цивилизацией", позабыв про еду и сон. Игра месяца объективно, и субъективно - игра года.

Цивка - TBS.

Хотя в четвертую не играл.Не пошла(((

Аватар пользователя Арсений Кравченко
2 Zeus: в том и фишка, что цивилизацция в своем нынешнем виде способна оттянуть RTSников к себе, как это случилось со мной :). Ее пошаговасть никто не отрицает.

Касательно сложности - чушь. Алексей Халецкий пугает нас Nobel'ом. Я никогда не играл ни в одну из игр серии начал играть на этом уровне сложности, не проходя обучение и завершил игру в 1958 доминированием. Где вы тут сложность видите? Просто не стоит спешить с решениями - согласен, каждый ход стоил минут мучительного размышления.

Аватар пользователя Denis R
По поводу сложности - не торопитесь. Помните, как в Civ3 было со сложностью. Каждый add-on имел свои критерии. Так в первой версии Civ3 можно было играть только на последней сложности, а в последней версии Civ3: Conquests (ver. 1.22) - я не представляю, как можно играть даже на предпоследнем уровне сложности. Последний уровень, видимо, лично для Сида Меера :-)

Графика, вернее ее трехмерность, в Civ4 меня опечалила, если не сказать, что убила. После Третьей Цивилизации - где графика вылизана настолько, что можно часами любоваться пейзажами - на серость, мутность и "зеленость" Четвертой Цивилизации смотреть не хочется. Бешеный Хомячок, Вы говорили, что это дань времени и технического прогресса - переход в трехмерное пространство. Но если из-за этого технологичного перехода приходится жертвовать яркостью, четкостью и скростью, то не преждевремменный ли этот переход? Хорошо, что еще игру не написали в традициях Microsoft, оснастив Age of Empires движком от Half-life. На моем Семпроне 2300+, RAM 512 Mb, GeForce 5 - игра идет 3-5 кадров в секунду. Что это??? Шутер в стиле DУУM III? Жаль, что издатели не поставили блокировку - чтобы игра запускалась не ниже чем на спаренном GeForce 7800.

В Civ3 смотришь на игру, как на Земной шар из космоса - душа радуется от глазури воды, зелени континетов. А в Civ4 выбрана гамма цвета из канализации. Можно было залезть на сайт google maps, чтобы посмотреть как выглядит Земля из космоса.

Если со мной кто не согласен по поводу графики, тогда посмотрите на скрин-шоты Heroes 5. Не знаю, какая будет игра, но графика не ужасная.

В остальном оценить Civ4 у меня не хватило времени. Все-таки, повторюсь, игра идет 3-5 кадров в секунду. То, что раньше занимало 15 минут, теперь занимает час. Спасибо, Сид Меер, что так растягиваешь мое удовольствие! Мне остается только ждать Пятую Цивилизацию и довольствоваться видами Третьей.

Аватар пользователя Алексей Халецкий
Денис, у меня конфигурация компьютера на много хуже вашей, однако уже которую неделю продолжаю играть и тормоза мне не особо мешают. Настоятельно рекомендую зайти civru.com и почитать рекомендации по улучшению производительности игры.

По поводу же цветовой гаммы - на густ и смак сяброу няма. Мне и четвёртая и третья цива в этом плане нравятся одинаково. К тому же для меня графика никогда не была главным (и даже второстепенным) в геймплее.

Аватар пользователя Denis R
По поводу ускорения - спасибо за совет. Надо полазить по сайту. Может получится хоть что-то оптимизировать.

По поводу "на вкус и цвет" - я не против серого тона, я крайне недоволен размытой реализацией графики. Так что на вкус я ни в коем случае не наезжаю. В старой доброй третьей Цивилизации все было четко видно. Играя в четвертую, у меня складывается впечатление, что я играю в первый Quake (даже гамма цвета чем-то похожа :-). Лично мне не требуется, чтобы пошаговая стратегия выглядела как 3D шутер.

На мой взгляд, серо-зеленые солдатики на таком же размытом поле очень хорошо замаскировались, но мы же не в Counter Strike играем! Разработчики могли бы добавить клубы дыма из мушкетов, чтобы в разгар боя нельзя было рассмотреть карту. Было бы очень реалистично, как в настоящем средневековом сражении. После залпа пушек надо минут 10 подождать, пока дым рассеется. Не исключено, что кому-нибудь это понравилось бы.

Если я не убедил по поводу графики, то советую всем посмотреть графику в Settlers 4 (если найдете эту старую игрушку). Эх, не хватает там танков из стратегии всех времен и народов - Цивилизации!