Скромное обаяние советской фантастики

Редкий компьютерщик не любит фантастику. Почему так сложилось, трудно сказать... Я тоже люблю фантастику. Она всегда составляла существенную часть моего чтения и моей фильмотеки. Фантастика представляет собой своеобразную попытку моделирования будущего художественными средствами. Она пытается проникнуть за границы ещё непознанного, опираясь на творческое воображение, интуицию и научные данные, и, возможно, поэтому столь привлекательна. В отличие от зарубежной фантастики, которая, как правило, изображает будущее, которого хотелось бы избежать, советская фантастика была занята, в основном, поисками идеального образа желаемого будущего, и поэтому всегда нравилась мне больше. В последнее время часто советскую фантастику пытаются изображать как некое тупиковое и подчинённое ответвление, преимущественно обслуживавшее идеологические догмы советского строя. Я придерживаюсь в этом вопросе радикально иной точки зрения.

Итак, исторически первым крупным и известным советским фантастом можно считать Александра Беляева. Сейчас Беляева нередко упоминают вскользь, как давно и бесконечно устаревшего автора. Мне же кажется, что он устарел не более чем, скажем Эдгар По, Уэллс или Жуль Верн. Более того, его язык и детально продуманные, оригинальные и динамичные сюжеты выгодно отличают его от многих более современных авторов. "Голова профессора Доуэля", "Ариэль", "Человек-амфибия", "Человек, потерявший лицо", "Продавец воздуха", "Остров погибших кораблей" - всё это, по-моему, вполне захватывает и сегодня... Культовая экранизация "Человек-амфибия" - шедевр отечественной кинофантастики и неплохо смотрится до сих пор. "Продавец воздуха" - вообще говоря, также вполне добротная, хотя и подзабытая кинолента... "Завещание профессора Доуэля", снятое по мотивам Беляева, до сих пор время от времени можно увидеть на телеэкране. Забавна и музыкальная экранизация "Острова погибших кораблей". По "Ариэлю" вообще можно снять первоклассный блокбастер...

К ранней советской фантастике принадлежат и два романа Алексея Толстого - "Аэлита" и "Гиперболоид инженера Гарина". При этом техническая идея гиперболоида оказалась вполне пророческой. Это произведение экранизировали два раза, и оба раза хорошо. "Аэлиту" сейчас вспоминают редко, вероятно, во многом благодаря её революционному пафосу... Хотя я с удовольствием в своё время прочитал весь роман от начала до конца. Это не только достаточно увлекательная история о том, как прилетевшие из революционной России земляне устроили революцию на угасающем Марсе, но и красивая история любви. Представляет интерес и ранняя ещё немая экранизация "Аэлиты". Визуальный ряд фильма пропитан эстетикой революционного русского авангарда и обладает своеобразной и неповторимой эстетической привлекательностью.

Центральной фигурой советской фантастики, выразившим её квинтэссенцию был Иван Ефремов. Его также многократно уже объявили бесконечно устаревшим, ортодоксальным коммунистическим утопистом, оперирующим предельно упрощёнными и идеализированными образами своих героев. Не смотря на это интернет свидетельствует о том, что писателя не забыли. Что-то в его столь критикуемых книгах до сих пор привлекает читателей. Что же? Я недавно перечитал некоторые его книги и отдельные фрагменты. В его произведениях, действия которых разворачиваются в далёком будущем, на Земле и в далёком космосе сюжет на самом деле в значительной степени вторичен. В них писатель выступает, скорее, как мыслитель, чем художник. Особенно это касается "Часа быка". Отсюда и двухсложные имена - идентификаторы героев и нарочитая идеализация и некоторая упрощённость характеров. А глубина мысли автора, его нравственные идеалы и философские построения не могут не восхищать! При этом, даже в упомянутом романе "Час быка", где чисто художественная составляющая явно и подчёркнуто вторична, её всё равно нельзя назвать бедной. Ассоциативные картины, рождаемые текстом, часто вполне выпуклые, яркие и запоминающиеся. Мне неизвестен другой автор, ни отечественный, ни зарубежный, в произведениях которого столь системно и продумано была бы изображена логически завершённая модель организации желаемого общества будущего, соответствующего неким основным и универсальным нравственным критериям. А вот с экранизацией произведений Ефремову повезло, вероятно, меньше остальных. В 1968 году был снят фильм, который задумывался лишь как первая часть трилогии по одному из основных произведений Ефремова - "Туманности Андромеды". Фильм назывался "Туманность Андромеды. Пленники Железной звезды". К сожалению, та самая его тщательно и глубоко разработанная модель общества будущего должного отражения в фильме не получила. Авторы сосредоточили внимание на приключенческом сюжете и действительно схематичных героях. На рисунке изображён один из главных персонажей Туманности Андромеды и один из самых ярких и положительных образов Ефремова и всей советской фантастики - Дар Ветер (пишут, что его прототипом был сам писатель). По одной из легенд, Джордж Лукас намерено дал созвучное имя одному из самых отрицательных своих героев - Дарт Вэйдер.

Дар Ветер - главный положительный персонаж советской фантастики... И его антипод Дарт Вэйдер отличаются, как советская фантастика отличается от западной.
 

Период расцвета и зрелости советской фантастики символизирует творчество Аркадия и Бориса Стругацких. Стругацким повезло с экранизациями их произведений. Гениальный шедевр Андрея Тарковского "Сталкер", несомненно, одна из главных вершин советской (да и мировой) кинофантастики. Замечательный и нестареющий фильм "Чародеи". Крупный мастер Алексей Герман уже долгое время снимает свою версию "Трудно быть богом". Оставил свой след в фантастическом кинематографе "Отель У погибшего альпиниста"... Недавно, в прошлом 2006 году, экранизированы "Гадкие лебеди", но я пока не видел. Создатель "Девятой роты" Фёдор Бондарчук взялся за крупно бюджетный, по российским меркам, проект "Обитаемый остров".

Были и другие вполне интересные авторы и произведения...

Кроме обширного литературного материала, советская фантастика представлена и рядом заметных киноработ. Безусловно, высшим достижением фантастического жанра в советском кино были ленты великого мастера Андрея Тарковского - "Солярис", снятый по мотивам романа Станислава Лема, и уже упоминавшейся "Сталкер". К числу шедевров следует отнести, безусловно, "Кин-дза-дза" Данелии и "Собачье сердце" Бортко. Незаслуженно подзабыто "Бегство мистера Мак-Кинли" с замечательными балладами Высоцкого. Чисто развлекательная комедийная кинофантастика - "Чародеи", "Эта весёлая планета" - прекрасно смотрятся и сегодня. Хороши и детские фантастические фильмы цикла "Москва-Кассиопея", "Отроки во вселенной", "Через тернии к звёздам". На рисунке изображена инопланетянка Нийа (Елена Метёлкина) из фильма "Через тернии к звёздам". По ряду признаков инопланетянка Лилу Люка Бессонна из "Пятого элемента" крайне напоминает Нийу. Причём экзотическое обаяние и своеобразный утонченный эротизм Нийи кажется мне ничем не уступающим аналогичным свойствам образа Лилу (Милла Йовович). К слову сказать, исполнительница роли Лилу также славянского происхождения. Милла Йовович родилась в Киеве и является дочерью известной советской актрисы Галины Логиновой.

Инопланетянка Нийа и инопланетянка Лилу - обе "сделаны" в СССР :-)

Советской кинофантастике всегда не хватало чисто технических спецэффектов. Впрочем, иногда этот недостаток вполне компенсировался художественными средствами. Например, Мир Плюка в "Кин-дза-дза" создан преимущественно традиционными киносредствами, но насколько тонко и талантливо! Едва ли не большую часть кадров из этого фильма можно рассматривать как законченные картины, выдержанные в стиле утонченного метафизического сюрреализма.

Крис Кельвин (Донатас Банионис) и Крис Кельвин (Джордж Клуни). Без комментариев...

Наиболее подходящим и интересным средством для экранного воплощения произведений фантастического жанра представляется анимация. Во-первых, как правило, основными потребителями фантастики являются представители младшего поколения. И это очень хорошо, так как научная фантастика представляет собой замечательное и незаменимое средство пропаганды научных знаний и популяризации основных научных достижений, нерешённых проблем и новых идей. Она зачастую выполняет функцию своеобразного занимательного введения в научное виденье мира для молодого подрастающего поколения. Дети любят анимацию и охотно её смотрят. Впрочем, взрослые тоже:). Кроме того, в искусстве анимации возможно всё! Что, собственно, и требуется для создания фантастических произведений. В последние годы анимация обогатилась мощнейшим арсеналом компьютерных средств, что делает её возможности практически безграничными. Соединение современных технических возможностей анимации с уникальной, обширной и мощной идейной базой нашей фантастики могло бы дать чрезвычайно интересные великолепные, зрелищные и идейно наполненные плоды. Целый ряд произведений так и просятся на экран.

Советские авторы мультипликации обращались к жанру фантастики и можно назвать даже некоторые удачные работы. На мой взгляд, это, конечно, "Тайна третьей планеты" режиссёра Романа Качанова по сценарию Кира Булычёва. Дети с удовольствием смотрят его и сегодня. Это настоящий, правильный, наш, добрый мультик. Более взрослая и более мрачная работа - "Перевал" Владимира Тарасова по сценарию того же Кира Булычёва. Интересны, но несколько мрачноваты и совсем не детские экранизации Брэдбери - "Здесь могут водиться тигры", "Будет ласковый дождь" того же режиссёра Тарасова.

В целом же, советская фантастика - это сложное, интересное и гуманистическое явление искусства ушедшего XX века. Она, несомненно, заслуживает более внимательного и благосклонного отношения читателей и зрителей. В её недрах рождены многие интересные художественные, философские и научные идеи. Читайте и смотрите добрую советскую фантастику, показывайте её детям. Несмотря на многие недостатки, в ней есть то главное, чего так мало в технически более совершенных современных блокбастерах...

А. КОЛЕСНИКОВ,
andr61@mail.ru

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

16 за 2007 год

Рубрика: 

Размышлизмы
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!