Слово о демосцене

"Там, где окружающий нас мир перестаёт быть ареной личных надежд и желаний, где мы как свободные существа, сомневаясь и размышляя, созерцаем его в изумлении, там мы вступаем в царство искусства и науки. Если мы описываем увиденное и известное по опыту на языке логики - это наука; если же представляем в формах, внутренние взаимосвязи которых недоступны нашему сознанию, но которые интуитивно воспринимаются как осмысленные, - это искусство. И для искусства, и для науки общим является увлечение чем-то стоящим выше личного, свободным от условного..."

А. Эйнштейн

Прочитав в заголовках "КВ" №47/2008 слово "демосцена", сердце радостно забилось в предвкушении чуда. Но чуда не случилось. Заметка оказалась посвящена маленькому кусочку мира под названием "демосцена". А ведь, по меньшей мере, странно видеть крошечный кусочек текста, которым описывается целая эпоха. Самое обидное то, что я не услышал главного, того, что можно было вынести в заголовок: "демосцена - искусство". А описывать такое явление, как демосцена, не имея тёплого к ней отношения в душе, смысла нет. Исправить это упущение, пусть и с опозданием, я решил от имени всех тех, на чью жизнь, образ мышления и выбор профессии повлияла эта субкультура...

Итак, начнём по порядку и расставим все точки над "i". Демосцена - вид искусства (да-да, не больше и не меньше). Дитя компьютеров и компьютерщиков. Ведь, как известно, красота - понятие объективное, и истинные шедевры без переводчиков и толмачей понятны всем без исключения, вне зависимости от возраста, пола, цвета кожи. Демосцена - красота, воплощённая в машинных кодах, творчество, доказывающее прямую связь между прекрасным и математическими расчётами и алгоритмами. Демосцена - способ вызвать восхищение при помощи экрана компьютера, как если бы вы восхищались прекрасной картиной, выставленной в галерее. Демосцена - это способ показать людям, что компьютер их - не просто кусок железа и пластика, это инструмент, инструмент ничем ни хуже кисти талантливого художника или скрипки гениального музыканта. Вся цель существования демосцены - заставить обывателя удивиться тем возможностям, которые заложены в каждом, даже старом и дешёвом компьютере... Как мне кажется, главная идея у всей этой субкультуры такая - "для таланта не нужны огромные деньги и вычислительные мощности". Зачастую это что-то сродни сборке фигур из старых покрышек или занятия ювелирным делом. Но если такие занятия принято называть искусством (пусть и не совсем ординарным), то демосцена в глазах обывателя - просто красивый ролик. Попытаюсь исправить это недоразумение. Начнём. Демосцена (в дальнейшем - scene) в целом разделяется на следующие жанры:

  • Demo Art
  • Pixel Art
  • ASCII Art
  • ANSI Art
  • Трекерная музыка

Стоит о каждом из них рассказать поподробнее.

 


Demo Art

Великий и ужасный, без сомнения, "кит", на котором держится вся scene, - Demo Art, он же процесс создания маленьких шедевров цифрового искусства - в дальнейшем просто "демок", представляет собой слаженный процесс работы целой команды профессионалов. Бывают, конечно, исключения, когда на небосклоне Demo Art зажигается сверхновая звезда и мы наблюдаем рождение таланта-одиночки. Но такие случаи очень редки, так же, как и их астрономические аналоги. Показателем того, что демка удалась, является её успешность у людей, далёких от компьютеров и программирования (вроде бабушек-дедушек или малолетних братьев). Уместно сравнение с видеоклипами. Никого не волнует, сколько денег и нервов потрачено на клип, главное, чтобы он понравился массовому зрителю, который, как известно, составляет абсолютное большинство по отношению к профессионалам (художникам, музыкантам, программистам).

Как уже говорилось вначале, демки (как и scene, в целом) ориентированы на то, чтобы показать пользователю все возможности его железного друга. Никакие синтетические тесты, будь они даже гигабайты в размере, не идут в сравнение с крошками, написанными на ассемблере. Это своеобразная квинтэссенция программистской мысли. Всегда создатели демок шли на шаг впереди многих компаний-производителей программного обеспечения. И поэтому не удивляйтесь, если, запустив очередную 64-килобайтную малютку, вы сможете увидеть трёхмерную графику на компьютерах без 3D-ускорителей, 16-битный цвет на видеокартах, где доступны только 8 бит, завораживающую своим качеством электронную музыку на простейших звуковых картах. Это просто миры demo scene.

Правила создания демок, оговоренные ещё на заре эпохи компьютеров, до сих пор заставляют демомэйкеров использовать свой мозг на все 110% и сжимать целые миры в килобайтные размеры исполняемых файлов. Использование чистой трёхмерной анимации в демо запрещено.

Так как возникновение scene обязано существованию различных варезных и пиратских групп, то логично было бы предположить, что группы эти между собой периодически вступают в "схватки". Хотя бы для того, чтобы доказать, кто главный, и повысить свой "социальный" статус. Соревнования эти, изначально представляющие собой собрания различных компьютерных и околокомпьютерных энтузиастов, на данный момент получили официальный статус. Называются они демопати (Demo Party) и проходят в виде встреч разномастных демомэйкеров, сопряжённых с показом лучших работ. Конкурсы проводятся по нескольким категориям - начиная от демок и заканчивая рисованной графикой. Мне больше всего нравится так называемый "wildstyle", то есть выступление, не подпадающее ни под одну из заявленных категорий. К примеру, демонстрация демок, написанных специально для калькуляторов Texas Instrumental... Победитель в каждой категории получает денежный приз (иногда довольно весомый). В последнее время организаторы стали отходить от правил проведения демопати и пытаются их превратить в навевающие тоску соревнования по компьютерным играм. Популярности это им, естественно, не прибавляет. А нам остаётся только ожидать Ренессанса...

Тем же, кто захочет оценить теперешнее состояние demo art и при этом не перекапывать файловые архивы в поисках шедевра, я рекомендую посетить сайт венгерской демомэйкерской группы Сonspiracy и посмотреть плоды их творчества (conspiracy.hu/releases.php), которые не оставят равнодушными никого. Заодно и проверите, так ли уж хорош ваш компьютер, как вы сами думаете. Всё действо разворачивается в режиме realtime и потому требует порядочных процессорных мощностей, что не идёт ни в какое сравнение с синтетическими тестами.


Pixel Art

Начать рассмотрение художественных приложений scene хотелось бы с жанра наиболее живого на сегодняшний день и динамично, кстати, развивающегося - с пиксельной графики. Суть её напоминает такие общеизвестные вещи, как вышивание крестиком/бисером или складывание мозаик из маленьких кусочков чего-либо. Наверняка многие из читателей знают, что представляют собой иконки Windows (файлы *.ico), а некоторые даже собственноручно файлики такие рисовали. В простейшем приближении это и есть предмет исследования. В Pixel Art в роли „красок" выступают обычные пикселы. То бишь, сначала рисуется трафарет, по которому в дальнейшем выстраивается целостная картина. Заполнение идёт пиксел за пикселом. Это налагает свои ограничения: небольшие размеры окончательного рисунка, небольшое количество цветов, отсутствие сглаживания. Для создания картинок принято использовать простейшие инструменты вроде карандаша, прямой и заливки. То есть рисовать можно практически на любом устройстве, начиная с мобильного телефона и наладонника и заканчивая давно устаревшим компьютером в минимальной конфигурации. Существует мнение, что для "расовой" чистоты неприемлемо использование инструментов, автоматически создающих круги и квадраты, а также автоматических фильтров, добавляющих новые пикселы автоматически или не работающие с отдельными пикселами. Вся пиксельная графика делится на изометрическую и неизометрическую. Изометрия - это отсутствие трёхмерности. Неизометрическая пиксельная графика - это любая пиксельная графика, которая не попадает под категорию изометрической. Это могут быть виды сверху, сбоку, спереди, снизу или в перспективе. С быстрым ростом компьютерных мощностей и повсеместным распространением трёхмерной графики потребность в пиксельной графике исчезла. Но осталась уйма применений в карманных компьютерах или мобильных телефонах, да и вообще везде, где до сих пор используются низкие разрешения и критичен размер. Пиксельную графику до сих пор можно встретить в значках для сайтов (так называемые "favicon"). Стоит отметить, что достаточно один раз собрать какое-нибудь пиксельное изображение, кропотливо убив на это пару-тройку ночей, и, в конце концов, начинаешь понимать тех, кто вышивает крестиком - уж очень занятие это затягивающее. В Интернете до сих пор существует масса сообществ, где собираются энтузиасты Pixel Art, делятся впечатлениями и показывают друг другу свои рисунки. Интересные возможности представляет сайт Pixel Arts (pixelarts.6x.to). Воспользовавшись его инструментами, можно не только посмотреть чужие "шедевры", но и попытаться создать свой. Хватает и других тематических галерей, которые легко находятся поиском Google.

(Окончание следует)

Сергей БЕСАРАБ aka stean

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

25 за 2009 год

Рубрика: 

Компьютер и жизнь
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!
 

Комментарии

Аватар пользователя Юзер
Спасибо за интересную статью! Можно было бы еще упомянуть, что плоды ascii-творчества часто можно встретить в текстовых файликах, содержащих серийные номера и патчи :) Разумеется, мы же их скачиваем сугубо ради тяги к искусству, а не желания денег у кого-то отобрать.

Тема статьи очень понравилась.