Квадрофоника - от простого до великого...

Не спешите сразу отложить чтение этой статьи из-за присутствия сложного слова в названии. Квадрофоника - это просто, это четыре канала. Впрочем, отложите. Квадрофоника - это все-таки сложно. Это - Четыре Канала. Здесь не будет левого и правого как в обычных стереосистемах. Здесь есть 1-й, 2-й, 3-й и 4-й. Хотя нет, не так. Или совсем не так.

Исходя из последних разработок в данной области музыки, квадрофоника бывает двух видов: вертикально-плоскостная и горизонтально-плоскостная. Первая в свою очередь имеет левый верхний, левый нижний, правый верхний и правый нижний каналы. А вот вторая соответственно 1-й, 2-й, 3-й и 4-й. Причем при вертикально-плоскостной квадрофонике (далее - ВПК) колонки одноименных сторон расположены одна на другой. В результате получается улучшенная форма стерео с двумя уровнями звуковых источников. ВПК и тяготеет больше к понятию стерео.

Если же четыре колонки расставить по вершинам квадрата на горизонтальной плоскости, то в результате получаем горизонтально-плоскостную квадрофонику (далее - ГПК).

Для работы с квадрофоникой полностью применимы все принципы создания эффектов и спецэффектов как для моно-, так и стереосистем. Часть из них была подробно описана в статье "Эффекты и спецэффекты" (№28 "КВ" за этот год). На некоторых из них более подробно остановимся позднее.

А сейчас речь пойдет немного о другом. Работать с квадрофоникой очень просто, если иметь в наличии дорогущую саундкарту со множеством независимых выходов, и плюс к этому добавить акустическую квадросистему. Я готов с этим не согласиться. Да, акустическая система нужна, но вполне достаточно будет иметь в арсенале две стереосистемы, в состав которых входят два аудиомагнитофона (CD-плейера) и четыре колонки к ним. Для отладки квадрофоники достаточно и магнитофонов, так как перезапись на CD будет дороже. CD-recorder потребуется уже для записи окончательного варианта Вашего творения.

 

А как же процесс создания? Сам процесс можно и следует (потом объясню почему) осуществлять в стереоплоскости. Для этого необходима программа мультитрекового рекордера, как минимум, типа Cubase, Cake Walk Pro и т.п. Ну или, конечно же, Digital Orcestrator Plus. Более подробную оценку данным продуктам Вы сможете найти в №26 "КВ" (статья "Voyetra - Turtle Beach и многое другое..."). Для мастеринга необходимо сразу определиться с панорамой. Разводка осуществляется следующим образом: два трека устанавливаются в крайнее левое и крайнее правое положение, после чего создаются еще два по такому же принципу. Таким образом, у Вас получилось два стереофайла в одном. Для удобства их следует разделить. И назовем их №1 и №2. Между крайними точками обоих можно вставлять треки с промежуточными интервалами в панораме. Вот, в принципе, и все. Теперь приступим к осуществлению так называемых "переходов" из канала в канал. Это простая стереооперация, которая осуществляется рядом способов. Приведу четыре основных:

  1. "Резкий переход". Осуществляется с помощью функций Scale или Delete. При удалении или уменьшении амплитуды одного канала происходит перемещение звука в другой канал.
  2. "Плавный переход". Достигается использованием функций FadeIn/FadeOut. То есть при убывании громкости одного канала и нарастании в другом звук плавно перемещается из одного канала в другой.
  3. "Красивый переход". Назову его "красивый", потому что он действительно такой. Требуется функция Delete и индикатор положения (миллисекунд или тактов). В одном канале звуковая синусоида удаляется до определенной точки времени, которая запоминается. После чего в другом канале с некоторым отставанием от этой точки удаляется другой кусок синусоиды. В результате мы имеем вращение звука через центр. Этот эффект применим для однородного звука. То есть мы слышим его начало в одном канале, продолжение в центре и окончание в другом. Если попробовать немного сместить один из треков, то можно получить множество других спецэффектов. В том числе переход "через нос" или "затылок" для стереосистем.
  4. "Переход с захватом". Применим для коротких звуковых интервалов. Выполняется с помощью функции Reverse (переворачивание). Возникает в результате общности составляющих самой звуковой синусоиды и ее "перевертыша". Возникает не для всех синусоид. Для каждого звука получается свой спецэффект. При смещениях синусоид ведет себя по-разному. Для ударных чаще всего напоминает взмах шпаги в сторону.

Данные способы применительны не только для треков, расположенных в крайних точках панорамы (лево-право), но и для любых других интервалов расположения, например, лево-центр и т. п.

Теперь с таким багажом знаний Вы можете смело садиться за свою композицию.

Для примера возьмем некий долгий звук. В качестве оного хорошо подойдет звук работы автомобиля, звук ветра или чего-нибудь подобного. Когда Вы имеете готовый записанный трек, попробуйте в №1 произвести "переход" из левого канала (ЛК) в правый (ПК) с помощью одного из трех первых вышеперечисленных способов. После этого на тот же манер переместите звук из ПК №1 в ЛК №2. Потом из ЛК №2 в ПК №2. И, наконец, из ПК №2 в ЛК №1. В стереозвучании Вы получите перемещение из канала в канал четыре раза. Итак, закончим на этом. №1 запишем в FILE№1, №2 - в FILE№2. Теперь переписываем созданные файлы на разные кассеты с самого начала ленты. В данном случае появляется новая проблема - проблема синхронного пуска. Некоторые эту проблему решили механически: присоединили к двум кнопкам "Воспроизведение" приводное устройство, при нажатии на которое оба магнитофона включались одновременно. Причем то же самое ставили и на кнопки "Запись"и "Перемотка". Я же, имея в своем арсенале два советских магнитофона марки "Вильма", вывел на свои кнопки управление электромагнитами включения от обоих систем. И, тем самым, произвел электрическое подключение.

Что же должно получиться в результате? Звук должен "объехать" Вас вокруг при условии правильной расстановки колонок (в соответствии с ГПК, при ВПК звук должен подниматься из левого канала, переходить вправо, опускаться и переходить влево...). Если же расположение колонок неправильно, то звук пройдет сквозь Вас два раза.

Получилось? Я рад поздравить Вас с первой квадрофонической композицией. Ее следует переписать из WAV-файлов на два разных CD, и после этого запускать композицию с них (управление там намного проще, так как сами устройства цифровые).

Начиная с этого момента, можно экспериментировать со звуком дальше, больше и глубже. Квадрофоника - более компьютеризированная музыка по производственным характеристикам, нежели студийная. Но при этом следует учитывать преимущества стереосведения, при котором Вам будет труднее "оторваться" от чувства реального времени. Все можно сделать в соответствии с темпом (ритмом) и так, чтобы спецэффект не уходил за рамки положенного ему интервала времени. Но есть и опасное место. В стереосведении для придания звуку объема применяется задержка между каналами. В квадрофонике это опасно, так как может возникнуть ситуация образования "каши". Так что производить сие действие следует весьма и весьма осторожно. Тут же можно затронуть вопрос о псевдоквадро. Псевдоквадро - спецэффект сродни псевдостерео - достигается при помощи подключения второй стереопары колонок через некое устройство задержки. Этот спецэффект довольно часто используется в дэнс-клубах. Так что наличие четырех колонок, расставленных по углам, еще не говорит о наличии квадросистемы.

Естественно, у многих возникает вопрос. Можно ли работать с еще большим количеством каналов? Да, сейчас распространена еще и октофоника (восемь каналов). Есть даже октофонические домашние кинотеатры. Но я попробовал другое: по принципу ВПК создал октофонику. В результате получилось четыре канала, расположенные по углам квадрата с возможностью перемещения звука вверх и вниз. Квадрофоника вообще хорошо "пробирает": получается ощущение присутствия слушателя внутри звука. А тут появляется вообще неописуемое пространственное ощущение. Колонки верхнего уровня я поставил под углом вверх, записал запуск ракеты и ... при прослушивании чуть не свихнулся. Ребята, а может это музыка будущего, а?

Можно ли у нас в Беларуси услышать квадрофонику? Думаю, что можно. У группы "S-MEDIUM DX" уже имеется в наличии сорокаминутная квадрофоническая программа. Весь вопрос в том, когда ее услышит мир. Это зависит от наличия средств, как технических, так и денежных. Все эти проблемы сейчас решаются в экстренном порядке, так что, думаю, в недалеком будущем Вы сможете увидеть собственными глазами или, вернее, услышать эту самую квадрофонику. Единственное: в афишах должно быть обязательно указано, что концерт именно квадрофонический. Сразу хочу предупредить, что "S-MEDIUM DX" - это не Алена Апина, а тяжелая техногруппа. Первая квадропрограмма в основном состоит из спецэффектов, ритмических и мелодических партий. Однако несколько полноценных квадрофонических композиций уже имеется. Будем рады встрече на площадке.

Кристофер М. ИХИХО,
аранжировщик "S-MEDIUM DX"

P.S. Использование материалов из данной статьи для печати позволяется только с письменного разрешения автора.

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

35 за 1998 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!