Искусство - в массы или масса искусства?

Как радовался бы сейчас товарищ Ленин! Он в свое время много лозунгов провозгласил и много задач поставил. Одна из них касалась каждого - задача продвижения искусства в массы. Как бы он сейчас развернулся, будь у него интернет! Во всяком случае, порядок там навел бы. Что же мы имеем на сегодняшний день? Мы имеем воплощение одной из заветных идей Ильича, но немного не такое, как он себе представлял.

В Сети есть тысячи сайтов, посвященных искусству, всем его видам, мы же рассмотрим только изобразительное искусство, а точнее - компьютерную графику. А еще точнее - только ту ее часть, которую можно распечатать и повесить на стену. Этот вид компьютерной графики наиболее понятен и близок зрителю, воспитанному на традиционных видах изобразительного искусства - живописи, графике и т.д. Компьютер используется художником как новый инструмент. Этот инструмент имеет ряд существенных отличий от обычных инструментов и, как следствие, ряд достоинств и недостатков.

Основной недостаток - пока нет "живого мазка", реального прикосновения к холсту, ощущения материала и т.д. Все художники, использующие компьютер, это понимают. Но открывающиеся возможности так велики, что все недостатки не могут перевесить достоинства, позволяющие по-новому выражать себя.

Достоинств много - возможность имитировать любой инструмент, масса не существовавших ранее средств формировать изображение, полная обратимость произведенных действий, простота использования специальных программ.

Но эти достоинства часто превращаются в катастрофические недостатки. Именно из-за их широты и доступности рисованием на компьютерах часто занимаются люди, не просто не умеющие рисовать карандашом, но и не имеющие идей, достойных воплощения на холсте, бумаге или на мониторе. Простота и доступность программного обеспечения, интернет создали огромное количество графоманов, открывающих свои галереи в виртуальном пространстве или публикующих свои работы на сайтах таких же графоманов. Интернет все-таки отражает не сознание объединенного человеческого организма, а, скорее, его подсознание. А точнее - подсознательное желание самовыразиться и прославиться. Простейший способ - сделать свою галерею и зарегистрировать ее во всех поисковых системах. И если теперь вы, зритель, наберете в "Яндексе" какое-нибудь слово, связанное с изобразительным искусством, то непременно обнаружите штук 100 таких галерей. И все их посмотрите. И потеряете кучу времени. Это практически неизбежно, но можно немного минимизировать потери времени. Если вы находите хорошую галерею или хороший сайт одного художника - посмотрите раздел "Links" или подобный, и там обычно почти все ссылки тоже приведут к хорошим местам, это я говорю на основе собственного опыта.

 

Возвращаясь к началу, повторяю, что идея "Искусство - в массы!" успешно реализована в интернете. Одновременно можно констатировать, что и самого искусства - масса, в которой надо ориентироваться, чтобы не терять зря время. На сегодня можно сделать классификацию компьютерной графики, о которой идет речь. Кстати, одни называют это Digital Art, другие употребляют даже термин Digitalism.

Начну с самого плохого (на мой взгляд). Это размножающиеся со страшной скоростью 3D-картинки. В основном, это пейзажи, преимущественно космические и сюрреалистические, созданные с помощью специальных программ типа Bruce и огромной базы данных заготовок разного рода. Делать такие картинки может любой, присоединяйтесь! Избегать просмотра таких сайтов просто: обычно в названии уже есть что-то относящееся к 3D. Одновременно с этим хламом существуют 3D-картинки, созданные очень талантливыми художниками, которые тщательно моделируют свои создания, тратят на это кучу времени и получают замечательные результаты. Это, например, Roland Brener из PODgallery (www.podgallery.com). В России я пока нашел только одного такого - это Куваев Олег с сайтом www.nnsense.boom.ru. Резюме: не советую тратить время на просмотр специализированных 3D-сайтов, лучше видеть эти картинки уже собранными в числе лучших из серии на сайтах виртуальных галерей, где размещают свои работы многие художники.

Второй раздел, широко представленный в интернете, - абстракционизм. Компьютер предоставляет гигантские возможности создавать такие картины. Известно, что отличить хорошую абстрактную картину от плохой могут немногие, поэтому обилие таких картин в интернете не режет глаз, он (глаз) только устает. Несколько раздражают претенциозные названия, обычно они у картин не слишком высокого качества. Многие российские абстракционисты размещаются на www.isnik.narod.ru, среди работ есть неплохие.

Следующий раздел - цифровые коллажи. Этот вид графики очень развит, и здесь есть довольно интересные художники. Здесь часто достаточно иметь хорошую идею, чтобы создать прекрасную работу. Художники такого рода присутствуют практически во всех виртуальных галереях. Некоторые из них - профессионалы, некоторые - нет, что зачастую не сказывается на результатах. В PODgallery представлены несколько таких художников - Ken Brown, Bruce Zines, Holger Maass. Из россиийских - Богомолов Николай (nbogomolov.nm.ru). Чаще всего именно в этом разделе из самоучек рождаются хорошие художники. Большинство коллажей сделано с юмором, так что рекомендую указанный раздел всегда смотреть, есть большая вероятность увидеть что-то хорошее.

И, наконец, самый большой раздел - цифровая живопись, который многие делят на несколько самостоятельных подразделов. В разных виртуальных галереях бывают разные принципы формирования этих подразделов. Ниже будут приведены адреса интересных, на мой взгляд, галерей, где есть такая классификация. Цифровая живопись тем и интересна, что именно в этой области больше всего работ художников-профессионалов, которые овладели компьютером и успешно занимаются цифровым искусством. В этом плане ситуация в России сильно отличается от ситуации в странах Запада. Тут они опять нас обогнали. Профессиональные художники в России пока мало используют компьютер. Они или слишком бедны, чтобы купить себе компьютер, или слишком богаты, чтобы заняться чем-то новым. Или же, с чем спорить невозможно, им просто это не нравится.

На Западе, и особенно в США, давно есть художники, целенаправленно рисующие картины на компьютере. Причем эти картины часто изначально не предназначались для продажи и делались в свободное время. В основном, это состоявшиеся профессионалы, знающие, что делают. Сейчас там, на Западе, начинает формироваться рынок компьютерной графики. Напечатанные на ткани или специальной фактурной бумаге высокого качества работы стали покупаться, причем не только фирмами для украшения офисов, но и частными коллекционерами. Появился спрос, который, как известно, рождает предложение. Рисовать на компьютере становится не только интересно, но и выгодно.

Как развивается компьютерная графика? Она неотвратимо двигается в массы двумя путями: благодаря интернету и в реальной жизни. В интернете создано множество виртуальных галерей, представляющих или только компьютерную графику, или компьютерную графику наряду с другими видами изобразительного искусства. Иногда эти виртуальные галереи представляют физические галереи, продающие картины. Пока я нашел только одну галерею - PODgallery, и физически, и виртуально представляющую только цифровое искусство. Эта галерея один к одному реализует упомянутую ленинскую идею. Цитирую Kevin Mutch, директора галереи: "Основным принципом PODgallery является то, что художники, занимающиеся цифровым искусством, создают работы, которые могут быть повторены бесконечное количество раз. Их работы ценятся за форму и содержание и не рассматриваются как уникальные художественные объекты. Мы рассчитываем повторить или, по крайней мере, продемонстрировать возможность повторения успеха книг, музыкальных CD, видеофильмов и другой подобной продукции, тиражируя произведения, которые могут многим доставить удовольствие." Однако сейчас, когда все больше и больше "традиционных" художников начинают узнавать и использовать невероятные возможности цифровых технологий, компьютерная графика может бросить главный вызов установившемуся понятию "уникальности оригинального произведения". "PODgallery верит, что, предоставляя цифровым художникам и фотографам возможность продавать их работы не просто богатым коллекционерам, а более широкому кругу любителей, тем самым немного отдалит искусство от состояния, которое New York Times сравнила с "...роскошным лайнером для круиза в никуда".

Кроме торговли цифровыми работами, проводятся и физические выставки компьютерной графики. Первые проводились в рамках фестивалей Siggraf, "Аниграф", "Графикон" и подобных. Но там они были сопутствующими явлениями, не входящими в основную программу, качество работ было невысоким, и следы этих выставок в интернете часто нельзя найти. Сегодня, когда количество цифровых художников резко увеличилось, стало возможным проведение достаточно представительных физических выставок. В Словении в 2000 г. проходил международный фестиваль компьютерной графики Pixxelpoint (www.pixxelpoint.org), в Австралии сейчас проходит хорошая выставка по результатам конкурса IDAA (International Digital Art Awards) (www.artistownregistry.com.au), в январе-феврале 2001 в Музее нонконформистского искусства на Пушкинской, 10 (очень хорошее место в Питере) проходила совместная выставка художников из PODgallery и группы DIGITAL (Россия) (www.push2001.narod.ru). О последней хочу рассказать особо, так как сам ее организовывал. С PODgallery проблем не было, там достаточно хороших художников и хороших работ. С Россией труднее: я обшарил, как мне кажется, весь российский интернет, использовал личные связи и нашел 13 художников, включая себя. Несколько не откликнулись. Конечно, поиск был не всеобъемлющ, многие художники в интернете не представлены, но все же результат отражает реальную картину: в России хорошие художники пока мало пользуются компьютером для создания картин. Те же, кого я нашел, все мне нравятся. Мрачный и мастеровитый Андрей Полушкин - почему-то некоторые относят его творчество к новой готике; героическая девушка из Южно-Сахалинска Пахомова Анастасия - могла бы с успехом делать ироничный соцарт; будто из начала 20-го века мистико-романтическая Анна Зиброва; Валерий Галечьян с абсолютно хамскими картинками типа "точка, точка, огуречик"; любящая пофилософствовать Екатерина Яковина; я - Афанасий Пуд - просто гений; и остальные - просто прекрасные художники. Одно плохо - компьютерных работ было не очень много почти у всех. У кого много - у тех есть сайты, адреса которых вы можете найти на сайте выставки. Выставка получилась достаточно представительной, можно увидеть работы практически всех существующих сегодня направлений. Кстати, одна из основных трудностей при организации выставок компьютерной графики - печать работ. Тут нам помогли очень профессиональные люди из фирмы SignArt и группы "Конти", без их спонсорской помощи выставка не состоялась бы.

Что же в итоге? Уже можно сказать, что компьютерная графика становится самостоятельным видом искусства, очень демократичным, примерно как литография в прошлом веке, но масштабнее. Уже появились и будут появляться свои звезды, будут чаще (благо, нет таможенных границ) проводиться выставки, будет расти число любителей этого вида искусства и, соответственно, рынок. А пока посмотрите несколько интересных галерей: www.iacgr.com, www.digitalsalon.com, www.digitalartmuseum.com, www.artsforge.com, www.illustrator.ru, www.museumofcomputerart.com.

Афанасий ПУД,
www.apud.narod.ru

По материалам журнала "Магия ПК"

P.S. Компьютерные художники, желающие участвовать в "физических" выставках, пишите мне apud@narod.ru.

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

24 за 2001 год

Рубрика: 

Графика
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!