Для метро и сети интернет

В эти дни в актовом зале главного корпуса Белорусского государственного университета шумно и многолюдно. Здесь установлены десятки персональных компьютеров и электронных цифровых фотокамер. Группки студентов, приходящих сюда, фотографируются, после чего их снимки заносятся в базу данных.

А через некоторое время ребята получат новые студенческие билеты европейского образца. Мы попросили рассказать более подробно об этом процессе заведующего отделом корпоративных автоматизированных информационных систем (АИС) центра информационных технологий университета Валентина Зубовича.


Почему переход начался именно сейчас, ведь такие билеты используются за рубежом уже давно?

И у нас первая попытка перехода на новые документы была сделана уже три года назад. Тогда делегация из БГУ посетила киевский политех, где наши специалисты ознакомились с аналогичной технологией. А в Европе, как вы сами знаете, такие билеты выдаются уже много лет подряд.

Но дело в том, что в республике несколько лет назад технология изготовления подобных документов еще не была разработана. Никто тогда не смог ее нам должным образом представить и, тем более, реализовать. Кроме того, это было значительно дороже, чем сейчас, а у нас не было достаточного финансирования.

 

К идее нового билета мы вернулись, когда аналогичные проекты появились в России - Москве и Санкт-Петербурге, где все школьники и студенты получили единые транспортные карты.

Кто был инициатором нового проекта?

Руководство университета и Министерство образования. Дело в том, что в БГУ развита необходимая для процесса перехода на новые документы инфраструктура. Для этого созданы определенные предпосылки. Во-первых, это единая студенческая информационная база по всем факультетам, во-вторых, развитые телекоммуникационная и организационная инфраструктуры.

Переход на новый билет - своеобразный эксперимент, итоги которого будут подводиться в конце учебного года. Цель, которую преследует в этом проекте Министерство образования - проверить готовность вузов к процессу перехода, выработать рекомендации для введения билета во всех высших учебных заведениях страны. Словом, БГУ должен стать испытательной площадкой для проекта.

В чем заключаются основные трудности внедрения билета?

Это сложный организационный процесс. За короткое время нужно сфотографировать около двадцати тысяч студентов, сохранить в базе данных оцифрованные фотографии и образцы личных подписей каждого. Затем необходимо изготовить билеты, записать на них информацию... В своем роде, это экзамен для организаций, которые занимаются реализацией проекта. Ведь в нем задействованы все университетские службы, начиная от деканатов, центра информационных технологий и заканчивая хозяйственниками.

Что дает студентам переход на новый билет?

Прежде всего, бесплатный доступ в интернет из корпоративной сети БГУ на время учебы. В билете будут записаны логин и пароль, и у каждого студента будет свой личный аккаунт. А оборудование, предоставляющее доступ, будет вести статистический учет работы в сети. Каждый владелец билета получит и личный почтовый ящик.

Таким образом руководство университета сможет решить вопрос информирования студентов о тех или иных университетских мероприятиях. Им просто разошлют письма по электронной почте.

Но это не единственный сервис, который мы сможем предоставить вместе с новым билетом. Помимо почты, например, студенты смогут быстро делать ксерокопии в библиотеке. Услуга эта существует, но ею никто не пользуется. Ведь для того, чтобы сделать копию, требуется оплатить ее в расчетно-кассовом центре, а потом с этой квитанцией вернуться в копировальный цех. Внедрение билета позволит снять эти и многие другие организационные проблемы.

Ряд предприятий уже заинтересовались совместным сотрудничеством с БГУ в рамках проекта. В частности, совместно с Приорбанком организован прием заявлений на выдачу международных студенческих билетов ISIC (помимо основного). Кроме того, в результате внедрения билета выигрывает и государство.

Каким образом?

К примеру, еще не так давно московский метрополитен терпел ежегодно огромные убытки оттого, что продавал льготных билетов в два-три раза больше, чем необходимо.

Теперь в Москве подделок уже нет. У каждого из студентов есть специальная карточка с предоплаченными услугами метрополитена. Сейчас из этого проекта вырос и более значимый - единая социальная карта для всех категорий граждан. А все началось с карточки для студентов.

У нас ситуация, конечно, несколько иная. В Москве и Санкт-Петербурге разветвленная система метро имеет значительно большее социальное значение для граждан. Поэтому метрополитен выступил главным эмитентом создания подобных карт.

Впрочем, и руководство минского метро рассматривает проект перехода на более дешевую и удобную бесконтактную технологию. И к весне следующего года студенческий билет вполне может стать пропуском в метро.

Обращаются ли представители других вузов к вам за опытом?

Там сейчас другие проблемы. В высших учебных заведениях начало учебного года, необходимо запустить учебный процесс. А еще там заняты продлением старых билетов - необходимо проштамповать их все печатями, сделать записи. Думается, процесс перехода других вузов на новые документы начнется где-то через полгода, ведь такова установка Министерства образования.

Каким, по вашему мнению, должен быть новый студенческий билет - единой формы для всех вузов либо индивидуальной для каждого?

Мне кажется, в нем должен быть общий для всех набор полей, часть которых необходимо отвести для стандартной персональной информации о студенте, а часть - для оформления какими-нибудь специальными знаками отличия вуза, предоставляемым им услугам. У нас это - доступ в Сеть. Где-то может быть, скажем, библиотека или что-то другое.

Но базовая информация о студенте должна быть выдержана в едином формате для того, чтобы билет мог быть прочитан в метрополитене, аэропорту, на вокзале и т.д.

Спасибо!

Эдуард ТРОШИН

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

36 за 2003 год

Рубрика: 

Эксклюзивное интервью
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!