Россия становится на путь информационного развития?

Российский журнал "Стратегия России" в №9/2004 опубликовал очень любопытный документ под названием "Национальная стратегия информационного развития России" (www.ifap.ru/pr/2004/041129aa.doc). Предполагается, что эта стратегия должна стать концептуальной основой для всех федеральных, региональных, межотраслевых и отраслевых программ информатизации в стране.

Как сказано в тексте, "Национальная стратегия информационного развития России" является "политическим документом, представляющим обществу взгляд руководства страны". Но, по информации Российского комитета программы ЮНЕСКО "Информация для всех", этот документ разработан отнюдь не "руководством страны", а Центром развития информационного общества ("РИО-Центр"), и только недавно он в виде проекта представлен на рассмотрение президенту РФ Владимиру Путину.

Но даже в таком "неофициальном" статусе документ все равно вызывает восхищение, поскольку содержит исключительно правильные тезисы: "Только доступ к материальным и духовным благам информационной цивилизации может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности", - сказано в документе. Информационное развитие "означает трансформацию всех общественных институтов и сфер человеческой деятельности под воздействием информационно-коммуникационных технологий, прогресс во всех сферах разработки, производства и внедрения ИКТ, создание политических, экономических, правовых, социальных и научно-технических условий для формирования развитой информационной среды, адекватной задачам социально-экономического развития страны, подготовку граждан, общественных институтов, бизнеса и органов государственной власти всех уровней к жизни в условиях информационного общества".

При этом стратегия информационного развития предполагает ключевую роль развития информационной инфраструктуры и "целенаправленную трансформацию информационной среды в сетевые структуры организации жизни общества и государства". Можно только радоваться, что союзное государство поставило перед собой такие цели.

"Базовые, конечные цели информационного развития России" состоят в следующем:

 
  • укрепление федеративного государства на основе единого информационного пространства страны, углубление процессов информационной и экономической интеграции регионов;
  • создание современных сетевых структур государственного, регионального и муниципального управления и построение на их базе новых эффективных механизмов взаимодействия власти с институтами гражданского общества, бизнесом и населением;
  • становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций, ведущей роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства, в социальной и культурной сферах;
  • повышение качества образования, уровня научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях;
  • повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда, а также достижение высокого уровня минимальной социальной обеспеченности;
  • создание эффективной системы обеспечения прав граждан и общественных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития;
  • обеспечение высокого уровня национальной безопасности за счет предотвращения террористических и криминальных угроз в информационной сфере.

Для достижения этих целей сформулированы шесть приоритетных направлений информационного развития:

  1. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры.
  2. Формирование условий, способствующих производству и использованию информации и знаний во всех сферах жизни общества. Развитие человеческого капитала.
  3. Развитие информационной среды как базы совершенствования сферы государственного управления.
  4. Обеспечение информационной безопасности страны.
  5. Международное сотрудничество в сфере ИКТ.
  6. Совершенствование и развитие нормативно-правового регулирования процессов информационного развития.

Отмечается, что именно информационное развитие является "одной из главных предпосылок успеха в решении актуальных текущих и перспективных задач социально-экономического развития страны":

  • формирования прогрессивной структуры экономики,
  • удвоения ВВП за 5-7 лет,
  • роста конкурентоспособности предприятий государственного и частного сектора,
  • создания принципиально новых возможностей для наращивания производства и экспорта отечественной высокотехнологичной продукции, превращения ИКТ в фактор экономического роста.

Что ж, если подобная стратегия будет принята в качестве государственной программы, то можно будет констатировать, что Россия реально выбрала путь информационного развития, о котором мы в Беларуси можем только мечтать.

Впрочем, несмотря на всю свою прогрессивность, Национальная стратегия информационного развития России вызвала определенную критику (www.ifap.ru/pr/2004/041129a.htm) со стороны независимых экспертdов. Никто из них, конечно, не оспаривает направленность и ключевые положения Национальной стратегии, однако высказывают ряд замечаний, которые, по их мнению, не учтены разработчиками из "РИО-Центр".

В общем, замечания экспертов носят самый разрозненный характер. Так, по мнению зам. председателя Российского комитета Программы ЮНЕСКО (www.ifap.ru) "Информация для всех" Алексея Демидова, "авторы стратегии... совершенно не учитывают места и роли культуры и средств массовой коммуникации в формировании информационного общества и обществ знаний... Кроме того, слабо прописаны подходы к решению таких фундаментальных и сложных проблем, как всеобщий доступ к информации, право интеллектуальной собственности в кибер-пространстве, формирование русскоязычного сегмента киберпространства".

Президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России Александр Федоров считает, что "следовало бы также уделить внимание сохранению этнического и лингвистического многообразного, культурного и научного наследия".

Эксперт Российского комитета программы ЮНЕСКО "Информация для всех", доктор философских наук Михаил Опенков в своих рекомендациях (www.ifap.ru/pr/2004/041129ac.doc), пожалуй, наиболее резок:

"Предложенный проект информационного развития РФ насквозь технократичен. Во-первых, информационное общество рассматривается как вспомогательное средство удвоения ВВП, т.е. как "довесок" к индустриализму. Здесь налицо непонимание самой природы информационного общества и его сетевой структуры...

Традиционные институты власти до сих пор неверно оценивают степень влияния научного сообщества, в целом, и университетского сообщества, в частности, как структур, непосредственно воздействующих на формирование будущего, особенно в лице творческой молодежи. Это происходит потому, что технократическое мышление политических менеджеров до сих пор настроено на восприятие мира через призму индустриализма, с его категориями ресурсной и энергозатратной экономики. В целом, такое восприятие действительности неадекватно изменившимся социальным реалиям, ситуативно и обращено в прошлое. Политический менеджмент оказывается просто не в состоянии реагировать на стремительные изменения и направляет свои усилия к сохранению status quo...

Специфически российский путь, на наш взгляд, состоит в том, что постиндустриальные интеллектуальные классы в стране уже существуют, хотя и в неявной форме. Их следует развивать исходя из исторически сложившейся системы образования и науки. Это еще одна возможность отказаться от догоняющего развития, которую Россия, в очередной раз, может упустить.

Джон Нейсбит еще в 1982 году в работе "Мегатренды" указывал, что всякая новая технология сопровождается компенсаторной гуманитарной реакцией. Это означает, что информационная культура должна превалировать над информационной грамотностью, но именно последнюю и отстаивают авторы концепции, опоздав, как минимум, на двадцать лет.

"Новый энциклопедизм" информационного общества требует преодоления разрыва между технократами (специализация без культуры) и гуманитариями (культура без специализации). Это задача создания класса переводчиков-трансдисциплинарников, которые могли бы транспонировать исходные допущения и методологии из одной дисциплины в другую.

Руководствуясь именно такими принципами, можно вывести Стратегию на должный уровень, соответствующий требованиям современности".

Анатолий АЛИЗАР

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

48 за 2004 год

Рубрика: 

Новые технологии
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!