Монтаж - дело тонкое

Язык монтажа


Часть 2

Сегодня обратимся к профессионалам кино-видеоискусства. Особое место в профессиональном мире творческих работников занимает графика. Некоторое время назад основной подготовкой перед работой над фильмом с участием актеров была работа над эскизами. Режиссеры прорисовывали свою идею, т.е. рисовали всю последовательность кадров фильма. Это позволяло им и их коллегам по творчеству заранее увидеть будущую картину. Прорисовывалось буквально все - композиции кадров, мизансцены, декорации, грим, костюмы. Но, к большому сожалению, с течением времени эта метода была практически позабыта. Вместе с ней была утеряна высокая профессиональная культура подготовки к съемкам. А с ней и высокий профессионализм творчества. Съемки фильмов на студиях стали растягиваться на многие и многие месяцы.

Наше кино-видеопроизводство, как и западное, стало сплошь коммерческим в широком смысле этого понятия. Сколько денег сумел найти на создание фильма продюсер, столько и времени на производство. Не уложился режиссер в жесткие плановые сроки - будь добр, плати за съемку из своего кармана. Все это в равной степени относится как к телевидению, так и к документалистике.

На сегодняшний день, пожалуй, главным документом и результатом подготовки съемочной группы и, в первую очередь, режиссера к производству стал так называемый "постановочный проект". Именно по его качеству, и по степени детальности проработки будущей съемки продюсер может судить о профессионализме постановщиков. Снимается ли полнометражная костюмная драма или тридцатисекундная реклама - все равно постановочный проект есть главный документ, по которому можно понять, что задумал режиссер, что он хочет передать в своем произведении зрителям и какими средствами это будет достигнуто.

В постановочном проекте раскадровки и планы мизансцен представляют собой ключевую часть будущего произведения наряду с режиссерским сценарием.

"Раскадровками" в видеопроизводстве называют последовательность всех нарисованных кадров будущей картины с номерами, длительностью, методами съемки. Они должны быть строго увязаны с планами мизансцен, на которых показаны расположения точек съемки, пути перемещения актеров и аппаратов. Каждая точка съемки имеет свой номер, соответствующий номеру кадра в раскадровке и режиссерском сценарии.

Самое дорогое в производстве фильма - это съемочный период. От степени его продуманности и проработки зависят не только четкие сроки и денежные затраты, но, что не менее важно, творческий успех, качество художественного замысла и степень реальности его воплощения.

Каждый режиссер и оператор должны уметь графически показать друг другу, что они хотят увидеть в кадре, в какой крупности, в каком ракурсе, должны уметь нарисовать основные элементы композиции кадра. Таков язык профессионального общения творцов. Оказывается, что этот "язык" весьма удобен и для общения со всем вторым составом съемочной группы. Посмотрел ассистент в раскадровки и сразу увидел и понял, что от него требуется для подготовки к съемке очередного кадра. И никаких отговорок и оправданий, что не знал, не понял, не предупредили...

Конечно, далеко не все умеют блистательно рисовать, поэтому разработка раскадровок иногда ведется в два этапа.

Первый, когда режиссер сам прорисовывает все кадры и мизансцены, увязывая их с режиссерским сценарием. Это рабочий процесс подготовки к съемкам, своеобразная "кухня" режиссера. На этом этапе "режется мясо" будущего фильма, как говорят профессионалы, а попросту закладывается основа, фундамент. Если качество рисунков не очень высокое, то потом для демонстрационного показа постановочного проекта заказчикам приглашается специальный рисовальщик, который по режиссерским раскадровкам делает, так сказать, чистовой вариант с полным изяществом изобразительного искусства. Но все равно в повседневной практике режиссерские раскадровки служат основным проектом предстоящей съемки. Иногда режиссер вносит изменения по ходу работы над фильмом в первоначальный вариант раскадровок, ведь творчество не останавливается на этапе первоначального проекта, и тогда, хочешь - не хочешь, режиссер все рисует только сам.

Для достижения определенной точности в изображении кадра и возможности представить будущий результат съемки на экране обязательно пользуются начертанием сцены в двух проекциях: условным изображением объектов в рамке кадра (с точки зрения аппарата) и планом съемочной площадки, на котором рисуются условные обозначения действующих лиц, главных предметов, места расположения аппаратов (точки съемки) и углы захвата объективами части пространства, попадающего в кадр с каждой точки.

Так, например, выглядит условное изображение верхней части фигуры человека в зависимости от направления его взгляда (рис.1).

Рис. 1

Вся тонкость определения положения лица персонажа и его фигуры по отношению к аппарату заключается во взаимном расположении овала лица и очертания туловища.

В первом кадре симметрично расположенная дуга спины прерывается овалом головы, который помещается строго посередине.

Во втором - овал лица смещен несколько влево. Линия спины отходит от головы с большей высоты, чем линия груди.

В третьем - дуга спины прорисована полностью. Она как бы перекрывает часть головы, которую невозможно увидеть сзади. Создается впечатление, что мы видим затылок человека.

В нарисованных кадрах можно достаточно точно понять, куда смотрит каждый из персонажей. А это - важнейшее качество построения кадра. Оно играет принципиальную роль в монтаже кадров внутри сцены.

Изображение человека во весь рост строится на тех же принципах сочетания овала лица и фигуры героя (рис.2).

Рис. 2

Условное изображение человека в кадре может и более тонко передавать направление его взгляда. Для того чтобы показать, куда смотрит герой более точно, следует менять взаимное расположение линий спины, овала лица и груди.

Конечно, такое "художество" показывать солидным заказчикам нельзя. Никакой спонсор не поймет, зачем такого бездарного режиссера, который так плохо рисует, пригласили ставить фильм или передачу. Эти раскадровки имеют право на существование сугубо в кругу профессионалов, коллег, которые работают над этим произведением.

Для "отчета" перед заказчиком эту работу должен переделать по эскизам режиссера профессионал-рисовальщик. В этом случае она будет больше рассчитана на внешний эффект, чем на внутреннее использование в съемочной группе.

Конечно же, плоскостные раскадровки не могут дать полного представления о предстоящей съемке. Для этого к раскадровкам рисуются планы мизансцен. Изображения людей, камер, углов зрения объективов, движения аппаратов и героев на съемочной площадке тоже имеют свои условные начертания.

Если мы посмотрим на себя или друг на друга сверху, то обнаружим, что человек легко изображается в плане двумя эллипсами. Меньший овал - голова - выступает вперед и указывает направление взгляда. Сама камера никогда не рисуется на мизансценах. В этом нет необходимости. Его с полным успехом заменяет точка съемки, из которой исходят два луча - границы поля зрения объектива. Этот угол как раз показывает направление съемки (рис. 3).

Рис. 3

Поворот аппарата во время съемки в кино и на телевидении называется панорамой. Сокращенно в режиссерских сценариях и в других документах панорама пишется как аббревиатура "ПНР". Соответствующее начертание имеет и это действие на планах съемок.

Любое перемещение камеры во время съемки также должно отражаться на мизансценах. В этом случае показывается первоначальное и конечное положения камеры и углы захвата объектива в обеих точках. Камера может ставиться на рельсы, на кран или на автомобиль. А всякая съемка движущимся аппаратом носит название "съемка с движения". Иногда для обозначения такой съемки пользуются английским термином "тревеллинг".

Пока все. Встретимся в следующих номерах...

Удачи.

Мария РЫЖКОВА,
montaj@pochta.ru

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

12 за 2005 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!