Восток - дело тонкое

Сказать, что фильм "Белое солнце пустыни" просто боевик - все равно что обозвать Брюса Ли каратистом. Дело даже не в культовости эпопеи товарища Сухова и переданного в его распоряжение гарема, тут все глубже - начиная с всенародной любви и растасканного на цитаты текста ("Гюльчатай, открой личико", "Люди здесь все больше душевные, с огоньком...") и заканчивая превращением названия в некий брэнд. Последним не преминули воспользоваться господа из неизвестной фирмы, которые придумали и реализовали квест, выпущенный компанией "1С".

На самом деле сделать квест не так уж и сложно - для этого давно написано профессиональное и не очень ПО, горы документации и различных FAQ. Весь проект делится на несколько достаточно независимых частей. Сперва пишем сюжет, потом рисуем персонажей и фон, затем подбираем музыку, заказываем озвучку и отдаем программисту, который и слепит из всего этого окончательный продут. Чтобы понять, что же такое игра "Белое солнце пустыни" (приуроченная, между прочим, к тридцатипятилетию фильма), пройдемся по всем этим составляющим и вынесем свой вердикт ("Сухов, говоришь... Щас мы поглядим, какой это Сухов...").

Как видно из титров, над сюжетом работало наибольшее количество человек (целых три), поэтому от него стоит ожидать максимальной закрученности и динамизма. А что же мы имеем на самом деле? С одной стороны, он написан в русле сюжетной линии фильма, с другой.... С другой - полная непотребщина в виде замены одних сцен другими, надуманными интригами и неправдоподобными ходами ("Павлины, говоришь?.."). Как в поговорке: раньше была бочка меда с ложкой дегтя, а теперь бочка дегтя с ароматизатором меда, идентичного натуральному. Желание тех, кто писал сюжет, и удовольствие получить (соответствовать фильму) и невинными остаться (сделать переработку под квестовый жанр) смотрится очень не презентабельно. Учитывая, что фильм со всем актерским составом народной любовью причислен чуть ли не к святым, подобное издевательство можно расценивать как кощунство ("Тебя как, сразу прикончить или желаешь помучаться?" - "Лучше, конечно, помучаться"). На мой скромный взгляд, гораздо интереснее было бы написать продолжение к фильму, воскресив Верещагина (успел спрыгнуть с баркаса), вылечив Петруху (ранен, но не смертельно) и воскресив Гюльчатай (да, была асфиксия, кома, но все обошлось). В конце концов, все могло закрутиться вокруг исполнения Саидом обряда кровной мести по отношению к Джавдету ("Ты как здесь оказался?" - "Стреляли..."). Одним словом, развитий сюжета можно напридумывать вагон - было бы желание, а переработать имеющееся, конечно, проще (кто бы спорил).

Поднимая тяжелый взгляд на графику, трудно не оценить ее... скупость ("Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я ее каждый день, проклятую, есть. Хоть бы хлеба достала!.."). Даже главный герой больше напоминает сухопарого мужичка из старого советского мультика с вечной присказкой "маловато!", чем незабвенного товарища Сухова с его "хех!" и многообещающей улыбкой. Непропорционально большая голова, склонность к суициду (при попытке несанкционированного применения револьвера системы Наган главгерой незамедлительно пытает счастья в русской рулетке) и множество мелких несуразностей ("...да гранаты у него не той системы!.."), заставляет ближе к середине игры отключить звук и стараться не смотреть по сторонам. Вы скажете: какое разнообразие может быть в пустыне или буйство красок в среднеазиатском городе? Я отвечу: даже если вы никогда не были в Египте, Турции или в Израиле, поиграйте в современные шутеры (благо, большинство из них эксплуатируют ближневосточную тематику) и посмотрите не на геймплей, а на антураж - жилые здания, растительность, мечети. Это вам, конечно, не Рио-де-Жанейро, но и здесь есть от чего выпасть в осадок. На худой конец, найдите оригинальный фильм и просто сравните.

Честное слово, никогда до этого звук не называл в своих статьях банальным. Не уверен, что и здесь это уместно, однако ближе к концу игры эта поставленная на repeat мелодия просто утомляет, заставляя немедленно ее выключить ("Все поешь?!"). Отдельно строкой стоит упомянуть озвучку. PR-менеджеры любят говорить, что к этому процессу привлекались профессиональные актеры (а не ребята из соседнего отдела). Еще круче, если этих актеров не стыдно назвать по именам или их ФИО само по себе является клеймом качества. В нашем случае все еще куда более мощно задвинуто - в озвучке участвуют люди, непосредственно принимавшие участие в создании фильма в далеком 1969 году. Это Анантолий Борисович Кузнецов (тов. Сухов) и Спартак Васильевич Мишулин (везде успевающий Саид). Возьмусь предположить, что это самая большая фишка игры и уже за нее можно выдать титул "Проект года" ("...и встать!.. Когда с тобой разговаривает подпоручик!!!"). Два десятка фраз (на двоих) - это, несомненно, круто. Как говорится, больному стало легче - он перестал дышать. Одним словом, работа "отдела" озвучивания, как и работа остальных членов "команды", ограничилась обеденным перерывом и несколькими пропущенными перекурами.

 

При таком раскладе начинать разговор о работе программиста как-то неудобно. Есть такое мнение, что плохой повар из яблок и прочего набора продуктов сделает не пирог, а кучу мусора, однако даже хороший кулинар будет поставлен в тупик необходимостью сделать из кучи мусора если не пирог, то хотя бы пожевать чего-нибудь. Наверное, следовало бы дать по шапке за неоптимизированность (требуется 1 Гб свободного пространства, наличие диска в лотке CD-привода), попытку самовольно установить Direct 8.0 поверх девятой версии его же, желание усложнить прохождение путем сужения зоны применения предметов (веревка берется в единственной точке, срабатываение одной вещи на другую тоже может с первого раза не получиться) и т.д.

Говорить при таком раскладе что-либо, кроме ругательств, трудно ("Ты ведь меня знаешь, Абдулла. Я мзду не беру. Мне за державу обидно..."). Всем, кто не видел игру, предлагаю похоронить мысли о покупке. То же самое, но с двухдисковой коробочкой сделать тем, кто покупку все-таки совершил. И после этого дружно условиться: о покойнике либо хорошо, либо ничего. Аминь.

Wildcat_e,
Wildcat_e@front.ru

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

14 за 2005 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!