Территория звука. 2006-й...

Итак, на дворе сентябрь, многие вернулись из отпусков, начался новый рабочий сезон. В рамках данной "территории" мы только проанализируем, а, вернее, подытожим все то, к чему пришла индустрия на сегодня.


"Железо"

В пользовательской технике наиболее интересными стали решения среди раздельных USB-устройств, в частности, USB-ЦАП'ов. Уже не в диковинку даже для нашего рынка USB-колонки, которые и стоят практически как обычные. Данная волна пришла из профессиональной техники, причем эти новации там появились совсем недавно, то есть несколько лет назад. Одними из первых таких решений стала "цифровая" серия Genelec, за ней потянулись остальные, а недавно и M-Audio показала модели со встроенными ЦАП'ами.

С пользовательской стороны все будет развиваться гораздо быстрее. Уже сейчас сразу несколько компаний, производящих дешевые АС, выразили намерение выпускать системы USB-5.1, что, в принципе, вполне реализуемо. Какие вообще прелести у данных решений? Не нужна звуковая карта, а, во-вторых, разгружается центральный процессор. Данная ситуация может привести к тому, что, возможно, откажутся от кодеков АС'97 (микрофоны и инструменты также подключаются через USB).

Другой вопрос, который возникает: а насколько качественными будут эти ЦАП'ы в дешевых колонках? Все зависит от разработчиков прежде всего, но, например, в последнее время распространились дешевые ($50-70) АЦП/ЦАП модули для гитаристов, выглядящие как обычный шнур, с одной стороны которого гитарный джек, а с другой - USB-разъем. Скорее всего, будет применяться что-то из этой оперы. Что касается характеристик, то они очень скромны - обычно 48/16 стерео, отношение сигнал/шум среднее, гармонические искажения в допустимых пределах. То есть, по существу, это уровень качества звуковых плат семилетней давности.

 

Не скрою, мне принесли на тест USB-колонки стоимостью $40, естественно, там все было максимально дешевым, это касается как элементной базы, так и материала и формы корпусов. Звучание, мягко сказать... Хотя через дилеров я связался с производителем, и он мне объяснил очевидную вещь: сам ЦАП и реализация подключения к USB стоят копейки, поэтому данные встроенные модули скоро станут неотъемлемым элементом для этого вида продукции. Возможно, так оно и будет.

В профессиональном оборудовании наступил сезон "приливов-отливов", это касается, прежде всего, плат и интерфейсов. Ничего идейно свежего и нового нет - объяснимо и ценами, и затянувшимся переходом от USB к Firewire (зависит не от производителей, а от ситуации с технологиями вообще). Да и на музыкальном рынке очевидное перепроизводство. Нужно ждать осеннего съезда-выставки AES...


Софт

ПО мы обсуждали практически все лето. Наиболее интересный сейчас сегмент - программы автоматической аранжировки, случайной генерации мелодий и... даже звуков. Например, многие знают, что в современный программный синтезатор с одним осциллятором можно загружать и/или рисовать любую форму генерируемой волны, в том числе образованной от WAV-файла. В общем, полет фантазии. Только вот в последнее время некоторые "технари" пришли к тому, что необходимо создать специальный генератор инструментальных звуков для техно и электронной музыки, то есть, генератор форм волн. И такие уже стали появляться у независимых разработчиков, возможно, осенью мы увидим более-менее законченный результат, а, может, и не один. Раньше вы могли столкнуться с обычным случайным генератором формы волны, а тут речь идет о специализированных.

Мультитреки... Вопрос из вопросов. На самом деле это "больное место" индустрии уже несколько лет подряд. Среди новинок независимых разработчиков можно встретить очень много вариантов, где они совмещают мультитреки с виртуальными модульными студиями. Возможно, на это их сподвигла программа EnergyXT, не знаю почему, но им (очень многим разработчикам) эта программа нравится, и ее часто приводят в качестве примера. Хотя гораздо красивее данную идею реализовали в Mackie/RAW Material Tracktion (модуль Rack). То есть, там эта связка присутствует аккуратно. И, по существу, Tracktion - мультитрек номер один, хоть его и не выдвинули на TEC Awards.

Cо звуковыми редакторами все понятно - Steinberg WaveLab 6.

Плагинные модули обработки... Честно сказать, уже надоело читать фразы "True Analog", "Real Tube" и так далее. Уже давно закончилась аналоговая эра, нужно придумывать что-то новое, цифровое. К примеру, Стефан Бернси (ранее Prosoniq, ныне OSXTools) это делал и весьма успешно, и даже создал синтезатор нового типа - Neuron. Но этого мало, необходимы качественно новые идеи, в том числе и в области психоакустики. А то получается, акустические системы изменились, технологии все новые, а живем и делаем все по старинке. Даже тех же синтезаторов и эффектов, полноценно использующих пространство 5.1, можно пересчитать по пальцам, а в том, что есть, одни намеки. Да и стерео используется не на всю катушку.

VST-инструменты... Korg Legacy Collection DE, пожалуй, самое сильное программное событие в этом сегменте. Примерно таким же ожидалось появление мощной платформы Native Instruments KORE, но последняя рассчитана на о-о-очень большие ресурсы компьютера.


Подытожим

На рынке софта нет той скоординированности действий, какая есть у производителей аппаратного обеспечения. Отсюда множество проблем. А, вообще, общее ощущение от рынка - он существенно поредел во всех сферах.

Кристофер,
christopher@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

36 за 2006 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!