Флотоводцы нынче в моде

Название: Sword of the Stars

Разработчик: Kerberos Productions

Издатель / в России: Lighthouse Interactive / Новый Диск

Жанры: Strategy (Turn-based) / 4Х

Системные требования: CPU 1 GHz, RAM 512 Mb, Video 64 Mb, 1 Gb free space

 

Похожесть: Galactic Civilization, Master of Orion

Оценка: 7

Я люблю пошаговые стратегии. Прежде всего космические - и особенно если в них не надо долго строить здания или терпеливо ждать, пока исследуется очередная жизненно важная технология. Поэтому я легче всего представляю себя на палубе космического линкора-флагмана, чем в Галактическом сенате или ксенолаборатории за изобретением новой вакцины. К моей вящей радости в начале сентября на прилавки европейских магазинов упала Sword of the Stars - игра, для которой традиции важнее, чем рекламная шумиха с гипертрофированными обещаниями. Новая игра о возведении маленькой, но собственной империи от канадской студии Kerberos делает акцент на строительстве огромных космических флотов, захвате миров и установлении своего видения мирового порядка.

Первое, что хочется отметить, это детально настраиваемая карта будущей игры. Вы спокойно задаете микрогалактику в дюжину-другую звезд, а можете реализовать и более смелый вариант - в несколько сотен планетных систем. Стоит ли говорить, что количество и способности ваших компьютерных противников, суммы стартового капитала, количество планет и общее технологическое развитие также с легкостью варьируются, позволяя реализовать сценарий на одну ночь или замутить эпопею на месяц. Если нет настроения копаться в настройках и разбираться в английских названиях (пиратский перевод я пока не видел, а локализация от "Нового Диска" появится не раньше, чем к Новому году), то можно выбрать несколько достаточно проработанных сценариев и попробовать победить в них.

Одной из особенностей игры является наличие всего четырех фракций, каждая из которых обладает поистине уникальными способностями, стратегиями и тактиками ведения экспансии. По словам разработчиков, они очень устали от стратегий, соревнующихся между собой в количестве рас, наций, стран и т.д., доступных для игры. Какой от этого прок, если большинство отличаются только редкими уникальными юнитами и некоторыми характеристиками в статах, - задаются они вопросом на соответствующих форумах.

Например, в Sword of the Stars каждая раса может колонизировать только те миры, которые находятся в допустимых климатических пределах. Это значит, что на первый взгляд не пригодные к заселению планеты могут быть прямо у вашего порога. Вы не сможете их использовать, однако сопернику данный климат покажется райским, и он сначала организует колонию, а потом возведет форпост. Дело в том, что все расы в некоторой степени биологически противопоставлены друг другу. Это является основой всего: технологий, способа передвижения, завоевания, поведения и т.д.

Люди, как и стоило ожидать, являются стабильными середнячками. Их флот никогда не будет сверхбольшим или сверхмощным, но зато и изъянов он будет нести минимум. Ящероподобная раса Тарков (Tarka) очень агрессивна. Их корабли мощные, недорогие и не потребуют частой модернизации. А вот технологическая отсталость - еще та ахиллесова пята. Мирные космические дельфины Лир (Liir) - полная противоположность Тарке. Там, где ящерицы выигрывают в количестве пушек, Лир легко нивелирует ситуацию технологическим совершенством. Продержитесь 10-20 раундов, и вы с лихвой окупите потраченное на исследования время. Последняя раса, насекомоподобные Хайв (Hive), имеет чрезвычайно крепкие суда, способные выдержать не одно попадание. Быстрый прирост населения гарантирует высокую скорость захвата колоний и внушительный экономический подъем.

Показательным примером отличия рас может быть их способ межзвездных путешествий. Тарка и Лир полагаются на качественные двигатели, способные развить огромные скорости. Хайв путешествуют с помощью "ворот деформации материи" (warp gates), которые позволяют осуществлять телепортацию из одних ворот в другие. Самый большой минус данной конструкции - в уязвимости и необходимости постоянной защиты.

Наиболее простая система путешествий у людей. Планеты в Sword of the Stars связаны точно как демонстративные молекулы сложных веществ в школьном кабинете химии. Node Lines - это некоторая прямая между планетами, по которой легко добраться из точки A в точку В за очень малое время. Минус в том, что не все планеты связаны друг с другом и на важных узловых "станциях" может поселиться враг.

Независимо от выбора способа передвижения, важную роль играют танкеры. Именно они дозаправят горючим вашу эскадру и смогут его регенерировать даже на орбите необитаемых планет. Меньше всего с этим проблем у Хайв (т.к. используется телепортация), но даже они должны заботиться о поставках топлива, чтобы доставить "ворота" в нужное место.

Разнообразие технологий уникально для каждой из сторон, но в то же время вполне традиционно для этого жанра. Проектируем корабли, снабжаем оборудованием, броней, вспомогательными устройствами и, конечно, оружием. Меню проектировки очень удобно и легко осваиваемо. Причем приятно, что проектированием необходимо заниматься уже на самой ранней стадии игры, приспосабливая оружие и броню к сложившейся ситуации.

Тактическая часть тоже вполне стандартна: объединяем в группы (причем с появлением командного линкора доступен самостоятельный выбор формы группировки), передвигаем в важную точку пространства и воюем, воюем, воюем.

Хотя само сражение происходит в реальном режиме времени и в одной плоскости, следует отметить, что разработчики сделали реальную попытку смоделировать настоящий космический бой. Например, законы Ньютона никуда не исчезают, а следовательно, можно наблюдать эффект инерции или дрейф судов с поврежденным двигателем.

В тактической части нет никаких "хит пойнтов" (здоровья) и тому подобного. Вместо этого необходимо полагаться на визуальное повреждение ваших кораблей. На мой взгляд, это одна из лучших фишек игры. Дело в то, что вы можете приказать вашим кораблям атаковать определенное место корабля противника (пушка, двигатель и т.д.), что создает огромное количество тактических возможностей (нечто похожее мы видели в игре Jupiter Incident) . Причем каждое попадание будет показано на атакуемом корабле очень красивым спецэффектом.

Вместе с тем тактическая фаза - это самая большая проблема игры. Например, вы не можете ввести в бой одновременно больше чем 10-12 кораблей (остальные просто остаются в резерве и появляются по мере уничтожения вашего флота). Играя против высокотехнологичного противника, которого можно задавить только массой, приходится приложить немало усилий, чтобы сберечь флот и в то же время победить. Плюс, если вы не уложились в определенное время (по умолчанию 2.5 минуты, но можно увеличить и до 10 минут), бой прерывается до следующего хода, за который армия оппонента (впрочем, как и ваша) может легко пополниться.

Также раздражают некоторые простые недочеты в геймплее. Например, Sword of the Stars зачастую никак не привлекает внимание ко многим важным событиям, тем самым нарушая планирование и общую стратегическую задумку. Закончилось исследование, эскадра осталась без топлива, колонизационный корабль прибыл на планету, но не выгрузил людей - все это никак не отображается на глобальной карте. В середине игры, когда счет кораблей идет на десятки и многие сражения проводятся в автоматическом режиме, жутко не хватает статистики потерь, как с нашей стороны, так и со стороны неприятеля. Если играешь сам, то достаточно легко визуально определить, какие силы остались у компьютера и стоит ли посылать в бой вторую эскадру, в автоматическом же режиме остается лишь гадать. К тому же если наши корабли застали врасплох, можно потратить солидное количество времени, чтобы на трехмерной глобальной карте выяснить, где происходило сражение.

Трехмерность стратегической карты - еще один факт, заставляющий нервничать. Невозможность закрепить камеру в одной точке пространства заставляет постоянно возвращаться к столице империи, прикидывая, в какую сторону необходимо дальше двигаться. Соответственно, и невозможность переключаться между колониями, не выходя из меню строительства кораблей на глобальную карту, также не облегчает жизнь.

Зато, в отличие от Galactic Civilization, в Sword of the Stars очень удобное меню развития технологий. Конечно, удобства в виде просмотра наперед - как в обыкновенной Цивилизации от дядюшки Сида Мейра - тут нет, но каждая группа технологий четко структурирована и по двойному клику выдает краткое и толковое описание. Если бы оно содержало небольшой экскурс в будущие технологии - это был бы абсолютно идеальный вариант. Стоит особо отметить, что дерево технологий здесь больше, чем просто открытие новых запчастей к кораблю. Нередко апгрейд происходит автоматически, без необходимости захода флотилии на базу. Да и каждая технология - это целый жизненный концепт, этакая точка преломления.

На всех предрелизных скриншотах игра выглядела весьма многообещающей. Красивые эффекты взрывов и выстрелов, значительно более масштабные, чем в других космических стратегиях, завораживают, но только при значительном приближении. Когда же идет "мочилово" стенка на стенку, то темные и мелкие силуэты кораблей абсолютно теряются в космосе, а вся "пиротехника" блекнет и выглядит паршиво. Хотя за прорисовку планет и звезд я готов поставить разработчикам памятник.

Музыка и голоса подобраны просто отлично. Конечно, к середине игры вы устаете от вечных рапортов о начале (лучше бы о конце) строительства корабля или новом исследовании. Зато как общаются представители других рас! Наверняка писали с натуры.

В итоге у нас очень много всего. Sword of the Stars - это, несомненно, прогресс и очень качественное возвращение к жанру 4Х (исследование (eXplore) галактики, расширение (eXpand) влияния, использование (eXploit) всевозможных средств для (eXterminate) завоевания). Недостатки интерфейса нивелируются стилем, качеством исполнения и простотой восприятия игры. Ничуть не соврав, можно констатировать, что Sword of the Stars выглядит гораздо более футуристической и правильной, чем любая другая космическая походовая стратегия.

Управление флотилиям как основной фактор - это то, чего мы так долго ждали от других игр. Но в тоже время Sword of the Stars лишена многих удобных фишек, к которым нас приучили классики жанра. Плюс немало геймеров отвернутся от игры из-за отсутствия в ней вменяемого планетарного развития (а соответственно, и тонко настраиваемой экономики) или дипломатической составляющей.

Егор МАЛЫЖЕНКОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

37 за 2006 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!