Роботы 80-90-х годов... 19 века

Часто читая ту или иную новость, особенно если она стандартно начинается "Ученые из университета... разработали уникальную...", невольно задаешься вопросом, а правда ли все это? Ведь есть множество примеров того, что были изобретения, которые напоминали мыльный пузырь и лопались, а ученые выдавали желаемое за действительное, а некоторые и попросту врали. Соблазн велик - деньги, слава. Сейчас мы будем читать о "роботах" конца позапрошлого века, но мысленно постарайтесь проводить параллели...

Cам принцип паровой турбины придумал в начале нашей эры Герон Александрийский, и пользовался он энергией пара в своих изобретениях достаточно часто: для реализации раздвижных автоматических дверей в храмы, двигающих руками статуй богов и так далее. Он оставил много чертежей, по которым можно собрать реально действующие механизмы. Кстати, Герон изобрел и первый программируемый механизм (т.е. написал первую программу), и в качестве источника энергии использовалась тогда другая сила - тяжести. Так вот, что самое интересное, к его изобретениям, хотя и знали о них раньше, осознанно пришли только в средневековье, и то, все равно Герон Александрийский опередил время на очень большой период.

И вот, когда по земле колесили паровозы и паровые монструозные машины, по морям и рекам плавали пароходы, изобретатели стали подумывать о паровых роботах. Причем занимались этим не "кудесники", а натуральные ученые, по крайней мере, так утверждалось тогда. И в таких идеях не было ничего сложного. Представьте, как работает паровоз и его поршневую систему. Так вот, изначально на бумаге еще в 1865 году изобретатель Эдвард Эллис (Edward S. Ellis) предположил, что данная поршневая система может использоваться в качестве ног. В результате у нас получается не что иное, как вертикально ходящий паровоз без колес. Естественно, все было облачено в образе механического человека, который получил название "Steam man" ("Паровой человек"). Идея так захватила ученых всего мира, что о механических людях тогда стали говорить все чаще и чаще с большим восторгом, тема оказалась весьма востребованной, что иллюстрируют обложки множества изданий тех лет. Но это пока только в предположениях и на бумаге. Хотя везде говорилось о реальном создании "парового человека". И на иллюстрациях этот механический персонаж тащил за собой телегу с людьми.

Примерно с 1880 года профессор Арчибальд Балльтазар Кэмпион (Professor Archibald Campion) занялся практической реализацией идеи "парового человека"... У него получилось нечто другое, и готовая функционирующая модель была впервые представлена миру на выставке 1893 World's Columbian Exposition, называлась она Boilerplate. На самом деле само изобретение не базировалось на паровой машине, а было неким подобием механической человекоподобной куклы. Естественно, все стало сразу обрастать фантазиями, слухами и т.п., и ученый, как говорится, поймал "золотую жилу". То есть, Арчибальд Кэмпион мог жить спокойно и прибыльно, только путешествуя по миру и показывая Boilerplate. Что он успешно и делал, фотографировал "робота" в разных частях света (Бойлерплэйт - путешественник), рядом с военными (Бойлерплэйт - солдат), и так далее, с фермерами - фермер... Придумывались целые истории о том, как "робот" кого-то спас на поле боя, кому-то помог, как захватывали в плен множество единиц артиллерии и тому подобное. В общем, получился очень раскрученный бренд, который потом без труда попал в комиксы, самому Бойлерплэйту писали письма со всех уголков мира, и никто не задумывался, что все это лишь плод воображения. А может, и задумывался, но верить же во что-то нужно.

Но Кэмпион был не первым в этой нише, незадолго до него, а именно - примерно в 1886 году другой изобретатель устраивал подобные "гастроли" с "электрическим человеком" Electric man. Его звали Фрэнк Рид мл. (Frank Reade Jr.). Поняв, что слово "электричество" действует на массовое сознание чарующе, он вдобавок соорудил "электрическую лошадь". А на самом деле, как вы понимаете, речь шла о хорошо поставленном шоу, где, может быть, электричеством и не пахло, хотя можно было сделать светящиеся глаза-лампочки и т.п. Отец Фрэнка Рида в свое время сконструировал "парового человека-2", сам Фрэнк в 18 лет сделал "парового человека-3", и, кстати, изобретал он много и долго (электровертолеты и т.п.).

 

А в 1900 произошла прямо-таки революция в технике - Луис Филипп Перью (Louis Philip Perew) создал электрический вариант "парового человека" и тот мог волочь за собой карету или телегу. Тут было проявлено и художественное мастерство, если у Кэмпиона робот выглядел как железяка с кастрюлей на голове, то у Перью он был одет в парадную форму моряка, на лице имелись усы и так далее. То есть, событие на самом деле вдохновляющее и уникальное. Практического применения ничего из перечисленного не нашло (интересно, почему?), а вот...

На самом деле, Кэмпион, Перью и Рид (если нужно, то за более полной информацией обратитесь к www.bigredhair.com) считаются пионерами в области роботов, что очень удивительно и даже более того. Интересно, конечно. В принципе, можно же было обойтись и без этого, ведь в то время происходил расцвет фантастики в литературе. Но, видно, каждому в научно-техническом прогрессе была уготована своя ниша.

А между тем, не профессор и не знаток изысков обмана и маркетинга, целеустремленный Генри Форд почти в то же время начал собирать первые автомобили на двигателях внутреннего сгорания вопреки утверждениям, что будущее за паром и электричеством. И его машины не являлись эмуляциями и газетными "утками", а ездили.

Кристофер,
christopher@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

46 за 2006 год

Рубрика: 

Вчера
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!