IT-компании нацелились на рынок телекоммуникаций

"Я чувствую себя как сигнал вызова в поисках свободной линии"

(с) Кристофер Ламберт, "Нирвана"

Тенденция последнего года-двух: IT-компании все увереннее чувствуют себя на телекоммуникационном рынке. Еще не так давно такие гранды телекома, как Deutsche Telekom, AT&T, Vodafone или Orange, свысока смотрели на IT-"выскочек" со скромным стажем работы на рынке и неясными рыночными перспективами. Однако компьютерные и интернет-компании быстро обзавелись огромными капиталами, молниеносно обогнали всех на свете по темпам роста акций и начали оглядываться вокруг в поисках привлекательных смежных отраслей.

Для IТ-компаний телекоммуникационный рынок оказался привлекателен, в первую очередь, с точки зрения рентабельности. Доля сервисных услуг на нем составляет примерно 50%. Между тем, сегодня большую часть выручки производители компьютеров также получают именно за счет предоставления различных услуг - системная интеграция и производство комплектующих давно уже стали низкодоходным бизнесом.

Аналитики называют много причин, по которым компьютерные и интернет-компании стали серьезной угрозой телекомам. Однако на первое место большинство ставит быстрое развитие интернет-телефонии, которая на глазах вытесняет традиционную связь. Давление настолько велико, что конкурировавшие прежде телефонные компании все чаще объединяются. Но бесполезно. Стремительно увеличивающееся количество телефонных звонков через интернет не просто доставляет все больше проблем ведущим телекоммуникационным концернам - компании терпят миллиардные убытки, угрожающие их существованию. Компьютерная отрасль, напротив, подсчитывает барыши: IT-фирмы наращивают прибыль, получая от крупных телефонных концернов все больше заказов на свои устройства, ПО и услуги. Налицо процесс взаимопроникновения информационных технологий и традиционной телефонии, его результатом становится падение цен. Необходимое для IP-телефонии оборудование состоит из недорогих стандартных блоков; это же относится и к программному обеспечению.

Аналитическое агентство Gartner цитирует Штефана Бюхеля, директора Hewlett-Packard по продажам в Германии: "Именно в телеком-секторе наш рост в Германии составляет более 10%. Для сравнения: в целом по итогам завершившегося финансового года концерн прибавил в Германии всего 5%". НР, крупнейший производитель компьютеров, уже создал собственное производственное направление для обслуживания телекоммуникационной отрасли.

 

Реванш если и возможен, то только в мобильной телефонии. Эксперты из компании Gartner полагают, что в ближайшие годы производители сотовых телефонов немало потратят на разработку ряда новых услуг, например, на то, чтобы на мобильниках можно было смотреть TV. "Таким образом, телекоммуникационные концерны намерены восполнить потерю выручки в их традиционном телефонном бизнесе", - указывается в последнем аналитическом докладе Gartner.

Конечно, компании типа немецкой Deutsche Telekom или лидера американского рынка корпорации AT&T и прежде постоянно покупали оборудование у крупных IT-концернов типа HP или его конкурента IBM. Однако непосредственно проникнуть в бизнес телефонных концернов технологическим компаниям удалось только в последние годы. В американской консалтинговой компании IDC уверены: "Преимущество таких концернов, как HP и IBM, состоит в том, что они располагают гигантским портфелем продуктов и услуг. Это важно не только потому, что сегодня большой объем телефонного трафика идет через интернет. HP берет на себя и такие задачи, как поддержка биллинга или разработка новых видов сервисных услуг. Например, половина владельцев мобильных телефонов не имеют мейл-бокса. Таким образом, звонящий лишен возможности оставить сообщение, если устройство выключено или же никто не снимает трубку. Hewlett-Packard создал приложение, благодаря которому, как только мобильник снова оказывается в сети, звонящему может быть отправлено соответствующее SMS-уведомление".

В несколько двусмысленной ситуации в новых условиях оказались компании, бизнес которых уже давно объединяет черты IT и "чистого" телекома: Siemens, Nokia, Ericsson, Alcatel, Lucent и так далее. С одной стороны, терпят убытки их подразделения, поставляющие оборудование для операторов. С другой - в выигрыше оказываются направления новых технологий связи. Чтобы удержаться на рынке, компании создают альянсы (Siemens и Nokia, Alcatel и Lucent) и идут на более тесное сотрудничество с "классическими" IT-корпорациями (пока почему-то чаще всего с НР).

А вот последняя новость о слиянии усилий телекоммуникационных и IT-компаний. Финская Nokia, немецкая Siemens Networks и японская NEC решили объединить свои усилия на рынке сотовых сетей третьего поколения. Буквально на днях представители компаний официально сообщили о подписании соглашения по созданию 3G-сетей стандарта W-CDMA. Соглашение включает развитие и поддержку беспроводных базовых станций Siemens, а также контроллеров и W-CDMA-станций NEC. К слову, для Siemens Networks и NEC это уже не первый опыт - компании тесно сотрудничают в сфере телекоммуникаций с помощью совместного предприятия Mobisphere, созданного в Великобритании. В то же время Nokia и Siemens заявили о намерении создать совместную компанию Nokia Siemens Networks, объединив в ней соответствующие инфраструктурные активы обеих корпораций. То есть, в случае реализации соглашения Mobisphere будет объединять интересы NEC и вновь созданной Nokia Siemens Networks.

Однако телекоммуникационные корпорации не собираются так быстро сдавать позиции, которые они завоевывали многими десятилетиями (а кое-кто и столетиями). И, в свою очередь, стараются зайти на традиционную "территорию" IT-компаний. Вот типичный пример: поисковые системы Yahoo!, Google и их коллеги в самом ближайшем будущем могут столкнуться с неожиданным и очень сильным конкурентом. Дело в том, что крупнейшие телекоммуникационные компании Европы - Vodafone, France Telecom, Telefonica, Deutsche Telekom, Hutchison Whampoa, Telecom Italia, а также американская компания Cingular - планируют разработать свой собственный поисковик. По их мнению, он вполне будет способен потеснить лидеров рынка. Интересна бизнес-модель проекта: представители телекомов полагают, что с появлением собственной поисковой системы они смогут получить заметно большую долю на рынке мобильной рекламы.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

08 за 2007 год

Рубрика: 

Brand name
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!