Звук. Начало сезона

Сегодня мы поговорим немного о "железе", вернее, о тех новинках, которые появились на нашем рынке с приходом сезона. Причем одна - в рамках пользовательских решений, а другая - в профессиональной сфере.


Infrasonic Quartet

В данном случае мы говорим о PCI-решении. Проблемы со звуковыми устройствами данного формата мы уже обсуждали. Вкратце напомню, что они подвержены внешним электромагнитным наводкам, не защищены от помех, также, если схематика не очень удачна, то подобные наводки возникают и в рамках самих устройств, помимо этого, достаточно неудобная реализация подключения инструментов, микрофонов, других внешних устройств и так далее. Корейская компания Infrasonic все-таки решилась на выпуск подобной продукции, при этом не по самой низкой цене (судя по интернет-магазинам, она составляет ~190 у.е.). Многие производители пытались исправить сложившуюся ситуацию, например, проектируя многослойные платы, делая специальные магнитные контуры и т.п. Но, в общем и целом, ситуация вылилась в то, что практически все PCI-устройства, которые были выпущены два года назад и раньше, являются "устаревшими". В кавычках потому, что все это, скорее, произошло на психологическом уровне. Ведь люди годами до этого читали тесты в газетах и журналах, покупали и подключали устройства, характеристики были совсем не такими, как в прессе, но никто не высказывал претензий, пока не взяли и популярно не объяснили, в чем кроется основная ошибка.

Мало того, PCI-порты постепенно упразднили. Проектировщики материнских плат иногда их так располагают, что возникает вопрос: а думали ли они вообще, что сюда будут звуковые устройства подключать. Конечно, в большинстве случаев не думали, поскольку звук уже априори встроен в системную плату. Таким образом, появился интересный прецедент, результат которого можно наблюдать к началу этого сезона: PCI-устройств выпускается очень мало. И вообще, спрос в этом сегменте рынка невелик.

Что же нам предлагает Infrasonic в рамках Quartet? Новую технологию, названную "US-PSB class I" (Ultra Stable Power Supply Block). Красиво. Что под этим стоит? Разделение цепей питания различных функциональных блоков карты. Вообще, именно в данном устройстве очень сильное внимание уделено защите от внешних и внутренних воздействий. Это, например, видно даже по тому, что аналоговые разъемы экранированы специальным образом, предусмотрены защитные цепи, используются конденсаторы большой емкости. Вот кому из производителей пришло бы в голову делать такое лет эдак пять назад? Да они даже и не думали о таких мелочах, которые выросли в общую проблему. Сейчас к PCI-звуку относятся с некой опаской.

 

Хотя, по мнению тех же Infrasonic, PCI является более выгодной в плане производительности и стабильности, по сравнению с USB или Firewire. Так это или нет, пока не понятно. Но вместе с тем, внедрив все эти механизмы защиты и т.п., корейские разработчики в спецификации к устройству указали увеличенный динамический диапазон на 10 дБ (ADC: 110 дБ, DAC: 115 дБ) и указали гораздо лучшее соотношение сигнал/шум, при этом в рекламных статьях опять началась эпопея с выражением "hi-end". По-моему, его уже лет двадцать только ленивый не упоминает в описаниях той или иной техники.

Хотя само устройство-то удачное, особенно для проектной студии, работающей в стерео. В "развернутом" варианте это 4х4, в аналоговом - 2х2 (все до 24 бит/192 КГц). Есть инструментальный линейный вход (также имеется микрофонный предусилитель с управляемым частотным срезом low-cut и фантомным питанием +48V), вход/выход MIDI, цифровой коаксиальный вход/выход, цифровой оптический выход, порты для Word Clock синхронизации с другими цифровыми устройствами, два усилителя для наушников. Коммутация может производиться как путем подключения к основной панели с выходными разъемами, так и с помощью "вермишели", то есть, много разъемов выносятся за счет подключения специального кабеля.

В общем и целом, очевидно, что проблема была, ее нужно решать, и ее решили, хотя... не совсем дешево для пользовательского кармана, зато качество высокое.


Roland SonicCell

Компания Roland, скорее всего, уже с отеческой улыбкой наблюдает за тем, как суетятся новые технологии. По крайней мере, складывается такое впечатление. Поэтому, например, аудио-интерфейс плюс синтезатор, заключенные в рамках одного USB-модуля стоимостью чуть выше 1000 у.е., это нормально. И, в принципе, для цивилизованного мира деньги не большие, плюс хорошо раскрученная торговая марка. Что мы имеем в рамках устройства:

  • 128-голосный модуль с новым набором звуков, включающих ультра-реалистические акустические инструменты;
  • USB-аудио (2х2 (аналог), 24/94) интерфейс и порт USB-host для прямого включения флэш-памяти USB;
  • 2 слота SRX (модули с дополнительными звуковыми банками, в комплекте поставки не предусмотрены);
  • экран 128 x 64 и внешние кнопки управления;
  • редактор для PC/Mac и SONAR LE в комплекте;
  • питание от 9-вольтового блока.

А вообще тут, знаете, как в притче о молодом ученике и старом мастере, когда первый "выпиливал" сложнейшие пассажи на музыкальном инструменте, а второй вышел и долго и протяжно играл одну ноту. То есть, например, в описании этой продукции Roland вы не встретите новейших и ярко названных супертехнологий, суперчастот дискретизации и значений разрядности, множества выходов и т.п. Хотя... "ультра-реалистические акустические инструменты"... К таким заявлениям нужно относиться крайне осторожно, поскольку слова "супер" и "ультра" не имеют какого-либо отождествления с числами (а вот "мега" и "гига" имеют :)).

В общем, вот блок, на нем написано Roland, есть стандартные разъемы для подключения MIDI, XLR для микрофона, "джек" для гитары. Все нужное описано в спецификации. Не спеша и планомерно, на данном этапе Roland все-таки удалось воплотить очень солидный продукт. Его можно удобно использовать как в рамках домашней студии, так и на всевозможных выездных концертах и выступлениях, соответственно, вместе с компьютером. Roland при проектировании устройства поступила так же, как это делают все производители синтезаторов прошлого (например, так поступала Korg), то есть львиную долю мощностей при расчетах они возлагают на свои устройства. То есть, даже при самой насыщенной аранжировке аппаратная часть компьютера будет не сильно задействована.


В завершение

Все познается в сравнении, и в рамках этого материала мы увидели два совершенно различных подхода, видения состояния технологий и рынка. К сожалению, сама ситуация является удручающей, производителей критически мало, а для того, чтобы полноценно задействовать программный синтезатор Native Instruments Massive в рамках профессионального мультитрека-MIDI-секвенсора с добавлением обработки и т.п., не хватит современных мощностей, будь то даже Core Duo. Пользователи, как и в середине 90-х, постоянно изобретают велосипед. Ничего не изменилось. С другой стороны, говоря о Infrasonic Quartet, уже можно подразумевать новый виток качества... именно производственного и конструкторского исполнения, а в рамках Roland SonicCell - то, что, собственно, и требовалось для студийной/концертной работы от USB-устройств.

Кристофер,
christopher@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

39 за 2007 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!