Как поживает Reason?

Странная судьба у продуктов от Propellerhead Software. Практически все они сильно взрывают рынок, после чего очень резко уходят в забвение. Если бы это не стало тенденцией, то никто бы так и не говорил. Мы ведь видели, как развивались события с ReBirth, ReCycle, технологией ReWire, а в последнее время и с программой Reason. Каждый пункт из перечисленного можно сравнить с некоторой революцией в мировом масштабе. Практически все программы отмечены ведущими церемониями награждений, но... сейчас интерес к той же Reason (а это последний продукт от данной компании) очень сильно ослаб. Программа никуда не продвигается, технология ReWire, которая сопутствовала возникновению Reason, уже чаще всего стоит как ненужная опция в софте других разработчиков, а новое поколение вообще не считает нужным ее поддерживать.

Вместе с тем можно сказать о наличии некой шведской школы звукового ПО: например, сейчас появились очень интересные разработчики Wallander Instruments (тоже из Стокгольма), показавшие мировой класс качества в области VSTi, то есть само зерно заложено было. Ведь в Европе есть страны, которые вообще аудиософт не производят. Например, вы слышали что-нибудь о французских программах мирового уровня или чешских? Хотя та же Польша такие производит (PSP Audioware), Дания вообще для многих "звукарей" ассоциируется с маркой TC Electronics, Италия - IK Multimedia, Великобритания и Германия - огромный список. Но... мы не об этом.

Почему забыли Reason - вот в чем вопрос:). Ведь фирма есть, программа обновляется, на территории США ее представляет Line6... но всемирного признания уже нет. А причина очевидна.

В свое время Propellerheads Sofware возглавила целое направление, которое подразумевало внедрение объектно-ориентированного подхода при создании виртуальных студий. Первоначально сама идея принадлежала не им, но в плане реализации Reason был общепринято признан как лучшее воплощение. Таким образом, стало возможно в рамках единой программной оболочки собирать множество инструментов-объектов, производить взаимосвязи между ними, изменять их свойства. Это было выгодным шагом, поскольку синтезаторов, сэмплеров и ритм-машин тогда было предельно мало, многие из них были выполнены в виде отдельных программ, стоили дорого, а тут они присутствовали в большом количестве, причем в рамках единой оболочки.

В принципе, разработчиками ситуация виделась более глобально, то есть они рассматривали сами объекты как на микро-, так и на макроуровнях. В последнем случае они предложили ReWire, технологию, которую можно описать фразой "давайте дружить домами". То есть с ее помощью осуществлялось взаимодействие между целыми программами по аудио- и MIDI-связям.

 

А на микроуровне она стала активно насыщать свою программу всевозможными модулями синтеза и эффект-процессинга собственной разработки, при этом не поддержав возможность подключения плагинов от сторонних компаний. Этому, кстати, основной причиной послужил уникальный пользовательский интерфейс, который изначально так нравился пользователям. В его рамках каждый модуль вставляется в виртуальную рэковую стойку, то есть, с графической точки зрения, у него были подогнаны размеры и т.п. И, конечно, внедрение "инородной" графики и окон различных размеров там не предусматривалось. Во время возникновения Reason плагинов вообще было очень мало, и, возможно, разработчики надеялись, что смогут реализовать все необходимое самостоятельно.

Чуть позже в звуковом ПО, как и, например, в программировании, произошел естественный процесс. Объектно-ориентированный подход претерпел существенные изменения, а именно - появилось разделение на более узкие специализации. И это все произошло на фоне активного насыщения рынка профессиональными плагинами VST и VSTi. Таким образом, Reason с его громоздкостью, отсутствием поддержки подключения плагинов выпал из обоймы, стал динозавром. Ведь в рамках любого современного мультитрека ваш выбор не ограничен десятком инструментов и эффект-процессоров. Вы устанавливаете, что захотите.

Большинство ПО того времени, оставшееся сейчас на плаву, вообще несет в себе идею открытых архитектур. Например, FL Studio - идея та же, что и у Reason, а реализация другая. Причем они явно отслеживают рынок, прекрасно понимают свою целевую группу пользователей, а это, в основном, создатели электронной музыки, соответственно, они своевременно выдают новые модули. Например, та же эмуляция скретча на виниловых пластинках. Если нужно, они делают разметку для дальнейшего применения файлов в рамках ACID и так далее. То есть, в данном случае соблюдено все.

Разработчики Reason на данный момент все-таки продолжают свои усилия по продвижению продукта и развивают его в том же ключе, что было задумано изначально. Не так давно вышла четвертая версия продукта. Что мы можем в ней увидеть?

  • Обновленный секвенсор. Это действительно уже очень мощное профессиональное решение, поработав с ним, ваш покорный слуга поймал себя на мысли, что если бы разработчики выпустили эту штуковину как отдельную программу-VST-хост, то цены бы ей не было. Все-таки видно, что эргономика продумана годами.

Также появились три новых модуля, а именно:

  • Thor: мощнейший синтезатор с тремя линиями осцилляторов и фильтров, предусмотрено множество настроек, хотя, покрутив немного ручки и послушав результаты, а также готовые пресеты, мне показалось, что я это уже не один раз и видел, и слышал. В общем, ничего оригинального.
  • RPG-8: арпеджиатор для инструментов Reason.
  • ReGroove: название говорит само за себя. Речь идет о перестановке элементов музыкальных и ритмических фраз.


Выводы

Вообще, не покидает ощущение, что я оказался году эдак в 2001-м. Ничего не изменилось. Поработав за это время с такими продуктами, как Live!, Tracktion, программными синтезаторами от Native Instruments и Korg, используя эффект-процессинг нового поколения, да и, вообще, множество нового, понял, что ни одну из своих задач, кои я сейчас выполняю, в рамках Reason сделать не получится. С другой стороны, это прекрасная программа для обучения звуковой инженерии, структурному подходу в звуковом ПО, объектно-ориентированному мышлению. Она очень наглядна.

Что интересно, в свое время в обойме "виртуальных студий" поколения Reason присутствовала фирма Arturia. Их громоздкий вариант назывался Storm. Но они вовремя переключились (наверное, потому, что Storm не пользовался большим успехом) и стали просто... обычными разработчиками VST-плагинов. Кстати, сейчас их эмуляции аналоговых синтезаторов очень популярны. Я, конечно, не берусь ничего советовать Propellerhead Software... Такое ощущение, что они до сих пор вспоминают былую популярность...

Кристофер,
christopher@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

45 за 2007 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!