Спектральные дилэи. Есть ли будущее?

Долгое время звукоиндустрия боролась за достижение максимальной прозрачности звуковой картины композиции. Постепенно дошли до полного минимализма, в рамках которого уже практически не используются реверберационные эффекты (обычно применяются только в художественных целях). Да и любую другую обработку эффектами стали применять более обдуманно и несколько по-другому, например, в сравнении с технологиями десятилетней давности.

С одной стороны, чем меньше инструментов, тем меньше проблем. И это так. С другой, можно отметить, что все развивается по спирали, и от минимализма всё равно придут к более полным композиционным картинам. Но... уже с новым качественным подходом и требованиями к прозрачности звучания. Насчёт временной спирали нетрудно заметить, что качели отклоняются в разные стороны с интервалом около 10 лет. То есть, в 70-х и 90-х в аранжировках применялись чуть ли не оркестровки, а в 80-х и 00-х полнейший минимализм. Такой 20-летний период отмечен не только в музыке, но, например, и в моде.

Кстати, даже сейчас, в середине 2008-го, уже чувствуется надвигающаяся смена приоритетов.

Современные устройства эффект-процессоров, а это, прежде всего, программы, дают достаточно старый звук, который хорошо подходит для минимализма. Но какие средства будут применимы к новому? Тут не следует искать что-либо из современного, ведь сейчас разработчики решали проблемы, насущные для данного временного периода. Поэтому они больше работали над "жирной" обработкой и новыми видами синтеза.

Начинаем вспоминать конец 90-х с их технологическими проблемами. Да, тогда стали активно говорить об эквализации, многополосной обработке, включая компрессию. Появились эквалайзеры, разделяющие частотный спектр на просто огромное количество полос. Началась разработка нескольких ключевых эффект-процессоров, но потом всё постепенно сошло на нет. Хотя стоит обратить внимание на весьма удачную программу от Native Instruments, которая решала проблемы того периода - Spektral Delay. Она появилась в 2004-м, но из-за опоздания оказалась не такой востребованной, как ожидалось, поскольку при минимализме достаточно и обычных средств.

 

А сейчас имеет смысл посмотреть на эту программу более пристально.


NI Spektral Delay

Spektral Delay - это эффект-процессор реального времени, выпускающийся как во всех популярных стандартах плагинов, так и в stand-alone версии. Он рассчитан, прежде всего, для сферы звукового дизайна в рамках студийной работы, но также может активно использоваться при живых выступлениях ди-джеев и артистов. Принцип работы Spektral Delay заключается в том, что частотный спектр входящего сигнала делится на 1024 полосы, для каждой из которых можно выставлять свои параметры задержки, отклика (feedback) и настроек фильтра. Сам интерфейс очень прост и практически отображает путь следования сигнала.

Если смотреть слева-направо, то это:

  • Сонограммное представление входного сигнала
  • Выбор эффекта
  • Полосное управление настройками фильтров (по вертикали - частота, т.е. полосы, по горизонтали - уровень в дБ)
  • Полосное управление задержкой (по вертикали - частота, т.е. полосы, по горизонтали - время задержки в мс)
  • Полосное управление откликом (по вертикали - частота, т.е. полосы, по горизонтали - отклик в %)
  • Сонограммное представление выходного сигнала

Практически всё базируется на основе готовых пресетов, созданных и выверенных профессионалами. Поэтому программа начинает прекрасно звучать сразу после подключения.

В принципе, даже реверберация, созданная таким образом, выглядит настолько прозрачно, что стоит задуматься о том, а нужны ли программные ревербераторы вообще. Это звук уровня XXI века.


Вместо завершения

Спектральные эффект-процессоры - это реальная будущая необходимость. Но сам базис пока ещё далёк от совершенства. С другой стороны, большинство современных эффектов базируется на задержке, поэтому Spektral Delay в скором времени станет одним из ключевых модулей обработки. Для экспериментов имеется очень большое поле. К тому же стоит отметить, что такого уровня качества и прозрачности вряд ли удастся достичь какими-либо другими средствами.

На данный момент программа прекрасно подходит для музыкального оформления игр и кино. Там, где нужно качественно передать пространство. Это редкий случай, когда эффект сам по себе является выразительным средством.

Кристофер

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

20 за 2008 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!