Кризис: ИТ-корпорации vs. автогиганты

Возможно, тема мирового (а также локального белорусского) экономического кризиса уже успела набить оскомину, но от неё, к сожалению, никуда не деться - как, впрочем, и от самого вышеупомянутого кризиса.

Сейчас я хотел бы немного отвлечь вас от проблем ИТ-отрасли, которые связаны с кризисом и которые приобретают всё более масштабный характер. Посмотрим в сторону тех, кому приходится ещё хуже, чем ИТ-компаниям, - я имею в виду автопроизводителей. Полагаю, большая часть наших читателей наслышаны о том, что дела у автопрома практически во всём мире из-за кризиса идут, мягко говоря, не очень хорошо. У большинства компаний наблюдается спад продаж, причём довольно серьёзный. Сильнее всех пострадала американская "большая тройка": компании General Motors, Chrysler и Ford. Положение американских автомобилестроителей (особенно Chrysler) настолько скверное, что им пришлось обратиться за помощью к правительству США. Почему подобное не наблюдается в ИТ-индустрии и, главное, может ли усугубить кризис положение дел настолько, что ИТ-корпорации пойдут ко дну такими же темпами, как и автогиганты? Давайте порассуждаем вместе.

Очевидно, что, во-первых, сильнее всего пострадали те компании, которые ориентировались чисто на американский рынок - в других регионах продажи упали не настолько катастрофично, а в каких-то даже и выросли. Для ИТ-индустрии, в общем-то, совершенно нехарактерной является ориентация на какой-то один конкретный географический регион, что, в общем-то, вызвано во многом именно спецификой как программного обеспечения, так и всяческого "железа". Если популярность той или иной модели автомобиля в конкретной стране объясняется климатическими условиями, уровнем урбанизованности и множеством других вещей, то на популярность ноутбуков, операционных систем и интернет-сервисов эти факторы никакого влияния не оказывают.

Во-вторых, конечно, ИТ-индустрии есть куда расширяться. Автомобиль, всё-таки, был изобретён значительно раньше, чем компьютер, и автомобилестроительная отрасль уже практически исчерпала возможности экстенсивного развития. Конечно, в отличие от обновлений софта, обновление автомобилей имеет более естественную природу: в процессе эксплуатации изнашиваются разные детали, и машина приходит в негодность, в то время как к багам в программе можно приноровиться, а все новые возможности, по большому счёту, после n-й версии уже относятся исключительно к удобству применения и принципиальной роли не играют. Что касается электроники, то она тоже может при бережной эксплуатации работать дольше, чем автомобиль, хотя, конечно, обновление "железа" - процесс более естественный, чем обновление софта.

В-третьих, всё-таки не всякий софт и не всякое "железо" по своей цене смогут сравниться с автомобилем. И, наверное, именно это становится в подавляющем большинстве случаев причиной того, что на ИТ-сферу во время кризиса пользователи готовы расходовать больше денег, чем на автомобили. Вполне естественно, что в первую очередь потребители урезают наиболее крупные и существенные расходы, так как за их счёт можно добиться гораздо большей экономии, чем за счёт оптимизации множества более мелких. Вместо покупки нового автомобиля можно купить подержанный. Это позволит сэкономить деньги семье или организации, но отрицательно скажется на прибылях производителя автомобилей. Не стоит забывать также и о том, что покупка новых автомобилей связана в большинстве случаев с привлечением заёмных средств - банковских кредитов, в то время как для обновления ИТ-инфраструктуры компании может быть вполне достаточно и собственных ресурсов. Ну а раз с кредитами сейчас туго, то производители автомобилей и страдают больше, чем "айтишники". Частный покупатель, не способный в условиях кризиса приобрести себе новую машину, также может отыграться на покупке "навороченного" коммуникатора или ноутбука (как писали на bash.org.ru, "iPhone покупает себе тот, кому не хватило денег на джип").

 

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что этот кризис даже при своём дальнейшем развитии вряд ли сможет ударить по ИТ-индустрии так же сильно, как он сумел ударить по машиностроению. Это связано, по большому счёту, именно с тем, что в ИТ-индустрии стоимость среднего конечного продукта много меньше стоимости среднего конечного продукта в автомобильной индустрии.

Однако не стоит забывать о том, что макроэкономическая теория пришла к выводу о цикличности экономических процессов. То есть, за одним кризисом (если его преодолеют) обязательно будет другой, возможно, ещё более масштабный. И вот в этом следующем кризисе ИТ-индустрию вполне может постигнуть участь автопроизводителей во время теперешнего экономического кризиса. Впрочем, не будем забегать вперёд - как говорится, это совсем другая история... Чтобы дождаться следующего кризиса, надо сначала успешно преодолеть этот, не так ли?

Вадим СТАНКЕВИЧ,
dreamdrusch@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

06 за 2009 год

Рубрика: 

Размышлизмы
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!