Недавно просматривал ветку одного популярного форума и увидел такой вопрос: "Как выбрать тему для блога?". Сама его постановка меня позабавила, поскольку ответ казался абсолютно ясным и очевидным. Однако поразмыслив и припомнив свой личный опыт ведения блогов, я все-таки пришел к выводу, что этот вопрос не такой уж и простой, как может показаться на первый взгляд. И вот почему.
Каждый блогер мечтает об успехе. Чтобы его онлайновый дневник посещало много людей, чтобы его записи оживленно комментировали и т. д. Некоторые даже ставят перед собой амбициозную цель стать блогером-тысячником, чтобы значительно повысить собственную самооценку или просто ради самопиара себя, любимого (задача монетизации такого успеха в сети тоже не упускается из виду). Одним словом, редко кто хочет писать посты лишь для того, чтобы их прочитали 5-6 френдов по социальной сети или даже несколько десятков членов сообщества в LiveJournal (после одобрения записи модератором, разумеется).
Между тем добиться высокой посещаемости блога без того, чтобы он "понравился" таким поисковым гигантам как Яндекс и Google, практически невозможно. А эти системы очень любят тематические сайты и всегда их высоко ранжируют. Существует и множество каталогов, куда многие блогеры хотят попасть и получить "жирную" ссылку на свой ресурс, но там, опять-таки, приветствуют тематические сайты. Получается, чтобы добиться успеха, не остается никакого выхода, кроме как выбрать какую-то одну узкую тему для своего блога. Например, блог об автомобилях Peugeot или о творчестве группы The Doors. Естественно, что эта "узкая" тема должна очень сильно интересовать самого блогера, ему в ней было бы интересно разбираться, открывать для себя что-то новое. Такое своего рода хобби, отвлекающее от повседневной суеты.
Конечно, можно рассуждать и так: мол, раз ты юрист - то тебе на роду написано вести блог по юридической тематике, если врач - то по медицинской, а если фотограф - то тоже что-то из соответствующей области. Понятно, что в знакомых для себя темах специалисты разбираются лучше всего остального, вот пусть и повышают свой профессиональный уровень в новой форме. Однако данный подход представляется не совсем верным хотя бы потому, что частные блоги - это занятие, прежде всего, для души, которым люди занимаются в свободное от основной работы время (корпоративные и рекламные ресурсы мы сейчас не рассматриваем). И вот представьте, придя домой после напряженного трудового дня, юрист, которому уже так надоели специальные термины и правовые коллизии, вдруг садится за ноутбук и начинает писать пост о том же самом, что его беспокоило целый день. Насколько это реально? Думается, что не очень. Да, есть настоящие фанаты своего дела, которые "горят на работе 24 часа в сутки", но таких людей всегда немного. Большинство обывателей вечером захочет переключить свое внимание на что-то другое.
Но, казалось бы, можно пойти и другим простым путем: выбрать сразу несколько тематик. Допустим, вы заводите один "профессиональный" блог, один - об аквариумных рыбках, еще один - о велосипедных путешествиях, и т. д. И вроде бы проблема выбора тематики с легкостью решена. Но это только иллюзия решения, если мы говорим об успешном блоге с большой читательской аудиторией. Чтобы блог "понравился" поисковым системам, он должен удовлетворять целому ряду параметров. Вот самые простые из них: посты не должны быть слишком короткими (и желательно с иллюстрациями), добавлять новые статьи на сайт желательно хотя бы раз в неделю, читатели должны на них реагировать (рекомендовать в Twitter, оставлять комментарии и т. д.). И это только верхушка айсберга по раскрутке блога. Очевидно, что если вы заведете себе сразу 3-4 разных по тематике блога, то для их постоянного обновления и поддержания в нормальном (с точки зрения поисковых систем) состоянии вам потребуется потратить все свободное время. Такую роскошь могут позволить себе лишь единицы пользователей, не обремененные семьей и работой.
Но, может быть, плюнуть на узкую "специализацию" и завести себе блог вообще без тематики? Сегодня вы напишете отзыв о недавно просмотренном фильме, завтра поделитесь наблюдениями о погоде, послезавтра вывесите фотографию своего любимого кота. Кстати, именно по такому незамысловатому пути и идет сегодня большинство обитателей социальных сетей, "захламляя" свой блог разными картинками без текста (их поисковики очень не любят), ссылками на внешние ресурсы (это вообще 100%-й бан), и таким образом их блог в результатах ранжирования Яндекса оказывается где-то далеко-далеко от ТОПа. В итоге, получается то, о чем мы говорили в самом начале: записи из такого блога видят только 10-20 френдов по социальной сети. И естественного притока новых читателей не происходит.
Единственное, что может спасти подобный "мультитемный блог" (не попавший под фильтры Яндекса и Google) - это отдельные удачные посты, отлично оптимизированные с точки зрения текста и соответствующим образом раскрученные с точки зрения SEO (обратные ссылки на различных форумах, в социальных сетях и т. д.). Через них к вам на блог могут прийти новые читатели и потенциальные френды. Важным условием является также то, чтобы подобные посты вошли хотя бы в ТОП-20 основных поисковых систем по популярным запросам. Практика показывает, что сделать это рядовому блогеру хотя и сложно, но, в принципе, возможно, если приложить определенные усилия и почитать соответствующие рекомендации.
Как видим, вопрос выбора тематики для блога не имеет однозначного ответа. Свои плюсы и минусы есть у разных вариантов. Блог "узкой" специализации имеет хорошие шансы завоевать популярность среди небольшой группы фанатов данной темы и пробиться в ТОП поисковых систем по низкочастотным запросам. В свою очередь, "многопрофильный" блог может взять массовую аудиторию именно своей разноплановостью (аналогия с гипермаркетом, где "есть все"). Так что этот вопрос каждому блогеру придется решать исходя из своих личных целей и временных возможностей. Главное при этом ясно себе представлять, чего же вы хотите получить в итоге, чтобы не потратить месяцы или даже годы впустую.
Сергей АЛЬБЕРТОВИЧ
Комментарии
Не то, чтобы поисковики не любили картинок. Анимация и изображения значительно замедляют индексацию (из-за того, что файл большой). Это раз. Во-вторых, народ ворует картинки, не удосужившись даже заменить подписи в alt и title (а поисковики их, конечно, читают). В третьих, хорошая практика (но не обязательная) пропускать изображения через графический редактор. Так вы им уникальности добавите (не будут размеры, вес совпадать с взятым где-то оригиналом, словом, ничего не будет общего, за что поисковой алгоритм мог бы зацепиться).