На прошедшей в октябре прошлого года в Минске конференции "Деловой интернет" один из медиа-экспертов назвал главной проблемой современной глобальной паутины избыток "ненужной мусорной" информации, мешающей найти действительно полезные сведения. С этим утверждением сложно не согласиться, поскольку мой многолетний опыт работы с интернетом показывает, что отделить "мух от котлет" порой бывает действительно очень трудно. И не только по причине лидерства в поисковых системах явно "не случайных" ресурсов. Проблема сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Поскольку у любой медали всегда есть две стороны, то сперва следует сказать о позитивном. Очевидно, что современный интернет (и его русскоязычный сегмент в частности) с блеском выполняет как минимум пять функций: новостную, справочную, развлекательную, торговую и публикацию различных объявлений (поиск работы и т. п.). Никаких сложностей c тем, чтобы узнать о последних мировых событиях в режиме реального времени или дату основания Microsoft, посмотреть прикольный видеоролик на Youtube или подать объявление о продаже дачи под Дзержинском, сегодня нет. И в этом смысле назвать интернет бесполезным невозможно. Существуют и другие ценные его функции, но речь сейчас идет именно об информации.
Однако неприятная сторона вопроса заключается в том, что количество сайтов в сети постоянно растет. По данным компании Akamai Technologies, в начале 2012 г. в интернете работало 666 млн уникальных IP-адресов из 238 стран мира (рост за год на 14%). При этом всем понятно, что ряд ресурсов представляют собой просто "мертвые души". Они успешно работают, их страницы попадают в ТОП-20 Яндекса и Google, хотя обновление информации там закончилось еще 2-3 года назад. Более того, в выдаче порой присутствуют и сайты, которые вообще прекратили существование, но их владельцы не стали вручную удалять страницы из кэша поисковых систем. Не редкость в сети и дублированный за счет рерайтинга контент, который тоже раздражает многих пользователей. Очевидно, что если поисковые системы не найдут оптимального решения этих проблем, то при такой динамике "размножения" веб-страниц с текстами в сети как сейчас, проблема будет нарастать как снежный ком. Виртуальный стог сена, в котором рядовым пользователям придется искать свою "иголку", будет постоянно расти.
Еще одна распространенная проблема информации в сети - ее зачастую рекламный характер. Понятно, что реклама - главный доход любых более-менее профессиональных ресурсов, включая коммерческие блоги. Посетитель сайта таким косвенным образом "оплачивает" труд редакторов, журналистов и копирайтеров. Поэтому, к сожалению, не всегда в статьях указываются негативные стороны различных устройств и прочих рассматриваемых тем. Чтобы "докопаться до истины", читателю приходится искать отзывы покупателей (если речь идет о какой-либо технической новинке), но и там бывает сложно разобраться в ворохе взаимоисключающих суждений, да и солидных ресурсов с отзывами в сети не так уж и много.
Таким образом, информация о новой модели смартфона или принтера, размещенная в сети, имеет относительно небольшую практическую ценность. Читатель обычно сомневается в ее достоверности, "незаказном" характере и ищет объективные оценки, что занимает немало времени. По сути дела, любой покупатель должен проделать в сети серьезную аналитическую работу, чтобы понять, действительно ли это полезный и стоящий товар и не факт, что найденные дополнительные сведения его устроят. Он может просто "захлебнуться" в море цифр, мнений, субъективных суждений и т. п. В этом смысле большинство опубликованной информации нельзя назвать "чистой", ее приходится проверять и "фильтровать".
Другая типичная проблема - неадаптированная для сети подача информации. И главная сложность даже не столько в стиле изложения или достоверности фактов (хотя это тоже важно), сколько зачастую в слишком больших объемах текста. Под "большими" для интернета следует понимать статьи объемом выше 6 тыс. знаков. Как правило, в них достаточно "воды" и мало практических советов и ясных выводов. В таких крупных материалах легко "увязнуть" и не уловить суть (особенно после прочтения 3-4 таких же объемных текстов по теме), поэтому их КПД сомнительный.
Подводя итоги, можно сказать следующее. Сегодня в сети размещено очень много развлекательной, коммерческой, справочной и новостной информации общего характера. Свою роль она, безусловно, играет, но достоверность, объективность, форма подачи и полнота многих материалов часто вызывает сомнения. Мало четких, ясных и лаконичных статей, с "пошаговым" описанием процедуры решения распространенных практических вопросов. Причем решения "не вообще", а реально работающего в данном конкретном регионе, что очень важно. Мало оценочных суждений, которым можно доверять.
И самое последнее. Большинство авторов, создающих контент для всемирной паутины, делают это по разным соображениям бесплатно или за небольшое вознаграждение. Может ли такой дешевый информационный материал (пиратство не в счет) быть высококачественным? Думается, ответ очевидный, хотя редкие приятные исключения все-таки встречаются. Но мы говорим об общем тренде... Не будем лишний раз повторять то известное определение, каким наградили интернет его недоброжелатели, но значительная доля истины в том, что бесполезного информационного мусора в сети очень много, безусловно, имеется. И находить там что-либо полезное и оригинальное в ближайшие годы вряд ли станет легче...
Сергей АЛЬБЕРТОВИЧ
Горячие темы