Почему греется северный мост, или феномен сервиса вопросов и ответов

Общаясь в режиме онлайн с различными людьми, сегодня можно решить как сугубо практические вопросы, так и просто нескучно провести время. С этой точки зрения очень удачным решением являются сервисы "вопросов и ответов". В отличие от многочисленных форумов, где одна тема под присмотром строгих модераторов может обсуждаться годами и прочитать с начала такую насыщенную ветку уже не под силу даже самим модераторам, сервисы вопросов и ответов позволяют задать короткий вопрос и почти сразу же получить такой же короткий ответ. Именно эта простота, которая имеет свои плюсы и минусы, и привлекает сегодня миллионы людей.

Рассмотрим особенности и нюансы работы такого популярного русскоязычного сервиса как "Вопросы и ответы" Google - главного конкурента не менее популярного сайта "Ответы.Mail.ru". Почему они снискали столь обширную аудиторию - долго гадать не надо. Многие пользователи заводят себе почтовый ящик (т. е. регистрируют аккаунт) на этих известных порталах, а потом обнаруживают, что могут пользоваться еще множеством иных полезных сервисов. Отсюда и многотысячная аудитория.

Впрочем, у таких сайтов имеется еще одна и, пожалуй, самая важная слагаемая популярности. Мы все ежедневно сталкиваемся с множеством разных вопросов и проблем, решить которые самостоятельно не в состоянии. Найти через поисковые системы ответы на них тоже не всегда удается. Следовательно, всем нам нужна время от времени, как говорится в популярной телевикторине, "помощь зала". Такие сервисы как "Вопросы и ответы" Google подобную помощь и предоставляют, хотя довольно специфическим образом. Специфика заключается в том, что реальная польза от подобных вопросов не всегда очевидна. Тут как повезет: попадется ваша проблема на глаза действительно знающему человек - польза будет, не попадется - получите несколько невнятных комментариев и только время потеряете, если проблема срочная.

Для удобства пользователей все вопросы на данном сервисе хоть и распределены по разным разделам ("Компьютеры", "Наука", "Досуг" и другие), однако их количество настолько велико, что рассчитывать на то, что именно ваш больной вопрос прочитают "все-все", не приходится. Например, на данный момент в рубрике "Компьютеры" находится 444 тыс. вопросов, большинство из которых уже имеют статус решенных, т. е. добавлять в них ответы нельзя. Таким образом, те пользователи сервиса, которые считают себя знатоками в какой-то области и предпочитают отвечать на вопросы, способны отреагировать лишь на самую часть из них, т. е. видят "верхушку" айсберга. Пропустит кто-либо неделю, не заходя на сайт, и несколько сотен вопросов пройдут мимо его внимания.

Вывод и совет отсюда простой: перед тем, как задавать свой вопрос, введите его в окошко поисковика данного сервиса. Не исключено, что такую проблему уже кто-то поднимал прежде и вам останется лишь внимательно изучить имеющиеся ответы. Это самый быстрый и эффективный способ что-либо узнать или решить свою проблему с помощью данного сервиса.

Любопытно проанализировать состав поступающих вопросов. Здесь явно преобладают темы, волнующие школьников и студентов в стиле "Помогите решить задачу по теории вероятности №2", хотя попадается и довольно много вопросов по компьютерам, софту и играм ("Почему греется северный мост" и т. п). Не редкость и откровенно шуточные темы, на которые совсем не нужно отвечать, вроде "Как убить кота при помощи пилы и молотка?". Тем не менее, читать общую ленту поступающих вопросов - занятие довольно утомительное и раздражающее, особенно после десятого вопроса по школьному учебному курсу геометрии или физики. Гораздо удобнее пользоваться рубрикатором, благо он довольно подробный, что сведет к минимуму попадание на глаза не интересных лично вам вопросов (и ответов тоже).

Все участники сервиса "Вопросы и ответы" Google имеют собственные ники, аватары, определенную репутацию и количество набранных баллов. Что за этим скрывается? Что касается ников, то четкой связи с фирменной социальной сетью Google+ не просматривается. Участник сервиса может оставить свой ник и личные данные, которые он получил при регистрации в Google+, а может взять новые. Так что связать их с "реальными" людьми в большинстве случаев невозможно, что, впрочем, является скорее положительным моментом, поскольку далеко не все готовые раскрывать свою анонимность при подобного рода общении.

Система баллов, принятая в "Вопросах и ответа" Google, по идее, должна показать, насколько нравятся высказывания того или иного участника аудитории. Если его вопросы и ответы часто "минусуют", то он, в общем-то, не должен иметь высокую репутацию. Следовательно, его словам не следует очень сильно доверять. Однако в реальности получается не совсем так. Наибольшее количество баллов получают скорее наиболее давние обитатели сервиса, которые просто проводят тут больше времени и чаще отвечают (за все эти действия баллы начисляют автоматически). Так что если вы увидели участника с несколькими тысячами баллов, то не спешите только на этом основании считать его "мудрецом".

Итак, плюсы рассматриваемого сервиса очевидны. Ради справедливости теперь остановимся и на минусах. Во-первых, как уже упоминалось, из-за большого количества участников и быстрого "конвейера" вопросов, вы можете получить мало ответов, содержащих полезную информацию, либо не получить их вовсе. Во-вторых, в полученных ответах часто попадается раздражающий спам. Именно "раздражающий", поскольку некоторые пользователи посещают этот сервис, чтобы просто развлечься и пошутить. И на серьезный вопрос могут дать абсолютно глупый ответ вроде "Читайте 10 раз мантру...". Такие "юмористические" ответы можно минусовать, а их авторов блокировать, но вообще избавится от них нереально.

Третий, впрочем, весьма субъективный недостаток сервиса "Вопросы и ответы" Google - довольно аскетичное оформление и мелкие шрифты интерфейса. Сравнивая, опять-таки, с дизайном "Ответы.Mail.ru", последний представляется нам более красочным, комфортным и "живым".

В заключении хочется отметить один важный момент: сервис "Вопросы и ответы" Google нельзя рассматривать с чисто прагматической точки зрения лишь как источник получения некой полезной информации. По сути дела, это своеобразная социальная сеть, где участники проводят много часов, обмениваясь не только знаниями, но и субъективными мнениями, шутят, развлекаются, зарабатывают репутацию, комментируют чужие ответы (а не только вопросы). Можно даже "оформить подписку" на вопросы и ответы какого-то конкретного пользователя, если этот человек показался вам знающим и интересным.

Таким образом, мы имеем любопытный феномен виртуального и, самое главное, - массового инструмента общения незнакомых прежде людей, пусть в весьма лаконичной форме, что, в общем-то, в наш стремительный век можно рассматривать, скорее как плюс, нежели минус. Да, это все напоминает мегапопулярный сервис Twitter, однако не превращается при этом в простую трансляцию мировых новостей или малоосмысленных фраз типа "Ура, снова утро!". Прочитав список поднятых тем или иным пользователем вопросов и данных им ответов, можно гораздо лучше узнать незнакомого человека, нежели обмениваясь с ним анекдотами или фотографиями котиков, как это часто бывает в "обычных" социальных сетях.

Сергей АЛЬБЕРТОВИЧ

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!