Стартап — это не только фантазийная идея и уверенность, что «такого ещё не было и мы прославимся». Это ещё и финансы, налоги, товарооборот — и много других по-взрослому скучных, но, к сожалению (да нет, к счастью, конечно), часто употребляемых слов и терминов.
Проект Ipark.vc и «Компьютерные вести» решили поднять финансовый вопрос: нужен ли бухгалтер молодому стартапу, можно ли справиться самому и хватит ли знаний про дебет и кредит? А расскажет обо всём этом один из экспертов Ipark.vc, учредитель онлайн-бухгалтерии «Учёткин.by» - Никита Вельмаскин.
С чего начать? Курсы бухгалтеров или поход в налоговую?
Большинство бед белорусского бизнеса происходит из трёх вещей:
- Невежество (незнание и нежелание знать)
- Авось пронесёт
- Отсутствие личной дисциплины
Начать лучше с понимания, чем вы занимаетесь. В первую очередь в голове (а потом лучше и на бумаге) представьте всю «дорожную карту» ваших бизнес-процессов, начиная от поиска клиента и заканчивая фондом всех затрат, связанных с бизнесом.
Соответственно, имея представление о своём бизнес-процессе, можно его максимально оптимизировать – убрать ненужные ветки и добавить важные. И только после этого решать, что лучше: делать всё самому, нанимать бухгалтера в штат или брать управляющую компанию на аутсорс.
Далее, следует понимать, для чего нужен учёт. Многие ошибочно полагают «для того, чтоб считать налоги и чтоб государство меня не трогало». Это как раз проявление невежества. Эта позиция в корне не верна!
Учёт нужен бизнесу для того, чтобы он существовал. Налоги – «побочный» эффект учёта.
Настоящий инструмент учёта (не важно, онлайн-бухгалтерия или живой бухгалтер) должен отвечать на два главных вопроса:
- Где мои деньги СЕЙЧАС? (какой доход, кому должен, сколько мне должны)
- Каковы мои затраты (кому я должен, сколько я потратил на продвижение/аренду/рекламу, сколько я должен выплатить зарплаты)?
Для формирования большинства отчётов – никаких курсов бухгалтеров не нужно. Нужно понимать какие цифры крутятся у тебя в бизнесе. И иметь ответы на выше поставленные вопросы. А налоги можно посчитать, используя клиент-банк и Excel.
О чём расскажет и о чём смолчит налоговый инспектор?
Про налоговую. Запомните раз и навсегда: вы – работаете, а налоговые инспектора – служат.
Те, кто был в армии, знает простое правило: солдат спит – служба идёт. Под таким же девизом работают все налоговые инспекторы, пока не поступает особых распоряжений.
Поэтому, прежде чем задавать вопрос в налоговой, подготовьте его так, чтобы в вопросе уже содержались варианты ответа, либо он должен быть чётко и однозначно сформулирован.
Учитесь и не бойтесь писать электронные обращения в различные инстанции. В Беларуси уже давно существует этот замечательный инструмент. Ответ от инстанции поможет в спорных ситуациях – показал ответ, который регламентирует твой поступок, – от тебя отстали, нет – ищи юристов или подчиняйся.
Будьте уверены в себе и своих силах. Совершенствуйте свои знания в сфере законодательства, связанного с вашим бизнесом. Не ленитесь писать себе памятки и носить с собой (на случай «опасности»).
К сожалению, в нынешнее время белорусский бизнес переживает затяжной этап бескультурья. Зачастую, в бизнесе, действуют законы улицы. Считается «нормой» обманывать и подставлять. Дал слабину – сразу же что-то отжали. Испугался слухов, тут же расплатился за это своими деньгами.
И именно вам по силам это прекратить. Просто не работайте с такими «партнёрами». Умейте считать деньги. Умейте читать договора и не бойтесь их дорабатывать, дабы упразднить свои риски. Умейте РАЗГОВАРИВАТЬ! А если попадается «гоповатый» чиновник – умейте на законных основаниях обосновать свою точку зрения.
В каком случае всё-таки придётся нанять бухгалтера?
Если вы все-таки не закрыли три основные проблемы, описанные сверху (те, которые про невежество и дисциплину), или вы считаете, что вас как всегда – пронесёт, и с уверенностью заключаете рискованную сделку, или попросту - любите разбрасывать накладные по квартире, забывая о них, — во всех этих случаях вам нужен внимательный и дисциплинированный бухгалтер.
В наше время наплодилось очень много непрофессиональных бухгалтеров, работающих «в лоб». То есть, к примеру, будучи невежественным бизнесменом, вы проводите не самую разумную сделку по обмену вагона аккордеонов на фуру апельсинов ради выручки в 100 долларов США.
Непрофессиональный бухгалтер сделает всё по факту (то есть, в лоб), не думая о последствиях для бизнеса. А профессиональный попросту не позволит провести такую рискованную сделку, обоснует всё вам «на пальцах».
Если же вы уверены в адекватности и взвешенности принимаемых вами решений по купле-продаже аккордеонов, апельсинов и даже мобильных приложений, то вам нужен не бухгалтер, нужен только оператор ЭВМ, который вовремя будет вносить данные в систему учёта.
Заключение
Перестаньте ныть, что все вокруг пытаются погубить ваш бизнес! Работайте в «белую», внимательно читайте законы, не бойтесь страшилок из СМИ и интернета. Знайте - вас ВСЕГДА будут «кошмарить» со всех сторон. И особо слабых будут брать «на понт» и пользоваться вашим же невежеством. И особые «дельцы» будут пользоваться вашими страхами.
Имейте памятки по законодательству, умейте писать письма. При принятии финансового решения ни в коем случае не руководствуйтесь правилом «У Пети получилось, у меня значит тоже получится». Умейте лично общаться. Без эмоций и оскорблений – тихо, спокойно но настойчиво! Так, чтобы вода в батареях стыла.
Инна Рыкунина
Комментарии
Страницы
Какие глупости. Судя по статье, автор неопытен, как девственница в брачную ночь. Я с 1992 г. ИП. Ни разу никто не кошмарил -- ни инспекторы, ни ревизоры. Пару раз штрафанули, но за дело -- внимательнее надо было быть. Возможно, ещё всё впереди, но чего не было, того не было. Инспекторы всегда помогали, если к ним обращался. Да, инспектор может не всё знать, но есть же консультации. Если сомневаешься -- зайди и спроси. Это бесплатно.
Нужен ли бухгалтер -- зависит от оборота. Если финоперации совершаются раз-другой в месячишко, то вряд ли нужен. Если раз в неделю или чаще -- нужен обязательно: ваши силы уйдут не на творчество, а в отчётность. И оцените, сможете ли платить бухгалтеру. Вот, собственно, и всё.
Ну вообще-то ты не очень похож на молодой стартап. Разные объекты описания. Написано по делу, правильно. Именно так и надо начинать учиться бизнесу.
Само собой. Но тоже им был. :) Короче, защищаешь Инну, думаю, из известных соображений, оттого у тебя и "написано по делу". Ладно, минусовать не буду. :))
Автор, а что за стартап вы инициировали?
Я высказываю своё мнение. И оно совпадает с мнением автора. Поскольку я имею некоторый жизненный опыт, я согласен с тем, что написано. Написано верно.
Ага. Имеешь право. :)
А каким боком ИП из 90-х похожи на ИТ-стартапы 2010-х?
И я о том же. ))
Кульбацкий, неужели ты думаешь, что ИП не может быть неоднократно стартапером? :) Или ты полагаешь, что бухучёт чем-то отличается у ИП и у стартаперов? :))
А вообще Инне не мешало бы различать профессии бухгалтера, экономиста и маркетолога. Не было бы каши.
По-моему это у тебя какая-то каша. О чём ты? Просто ерунду пишешь.
Да ладно. Дочку защищаешь, понимаю. :))
Что это за поливки на налоговых инспекторов?! Мол, служит, а вы работаете. Инспектор тоже РАБОТАЕТ. У каждого своя работа. Мне, повторяю, инспекторы всегда помогали. Однажды даже выбить в банке неслабый кредит -- требовалось подтведить доходность.
Благодаря тебе, al, я передумал и минусую.
Страницы