Акустические системы. Как выбирать?

Вопросы выбора акустических систем (АС) для дома или домашней/проектной студии, того же домашнего кинотеатра актуальны на протяжении множества лет. С внедрением цифровых технологий они стали одними из самых популярных в специализированных IT-СМИ. Конечно, в этом материале мы затронем сразу несколько ниш, поскольку акустические системы можно рассматривать как неотъемлемую часть домашнего комфорта (отдыха) с одной стороны, а с другой - это элемент многих домашних или проектных студий звукозаписи.


Чем отличаются профессиональные АС от пользовательских?

Чуть выше мы описали два случая. Для начала отметим ключевую разницу в подходах производителей:

  • Перед профессиональными акустическими системами стоит одна главная задача - реализация правдоподобной звуковой картины, то есть, другими словами, максимально правдивое отображение. Нужно отметить, что к 2010 году практически все производители качественно обновили свои популярные модели, поэтому следует ориентироваться на свежие обзоры.
  • Перед пользовательскими (или мультимедийными) АС стоит другая задача - они должны понравиться покупателю. То есть, тут и дизайн, и "навороты", и программируемые настройки, и даже в некоторых новых моделях отдельное дистанционное управление. Плюс к этому приветствуется искажение натуральной звуковой картины с выделением определенных частотных полос, которые больше всего нравятся пользователям... Ну и главное во многих случаях - невысокая цена.

Тут можно очень быстро запутаться, особенно мало опытному покупателю, поскольку зачастую примерно за одну и ту же цену можно встретить как пользовательское решение с надписью Hi-End, так и профессиональное.

 

* * *

Вообще, в пользовательском звуковом сообществе зачастую можно встретить довольно интересное , как бы это сказать, высокохудожественное отношение к звуковым системам. Оно соответствует фразе Пабло Пикассо: "Есть художники, изображающие Солнце желтым пятном, а есть те, которые способны превратить желтое пятно в Солнце". Переводя на звук: "Есть АС, которые портят звучание, а есть и такие, кои из плохого материала делают конфетку". Это старое представление, потому как звуковые тракты сейчас в большинстве своем очень качественны, и единственная их задача - достоверно показать картину. Тем более, что на студиях звукозаписи готовятся великолепные по качеству продукты (музыка, кино, игры), и лучше их слушать как есть, без всяких украшательств.


Что такое Hi-Fi и Hi-End?

Обе популярные аббревиатуры, Hi-Fi и Hi-End, пришли из пользовательских технологий, хотя в некоторых рекламных описаниях профессиональных моделей проскакивает "Hi-End". Все дело в том, что за данными понятиями фактически не стоят никакие определенные, напрямую к ним привязанные стандарты. Например, если мы видим на устройстве аббревиатуру THX, то определенно понимаем, что данная аппаратура была подвержена ряду тестов от данного стандарта и успешно их прошла. В то же время, Hi-Fi и Hi-End не скажут ровным счетом ничего.

Вообще, понятие "Hi-Fi" было введено для рекламы звуковых устройств еще в 30-х годах прошлого века, а на рынке пользовательской техники активно проявилось в конце 70-х. Данная аббревиатура расшифровывается как High Fidelity (высокая точность). Тогда под этим термином подразумевалось оборудование топ-класса, максимально достоверно передающее звуковую картину. Многие привязывают Hi-Fi к стандарту 1973 года от немецкого института Deutsches Institut fur Normung (сокращенно DIN) - DIN 450000, который после перекочевал в ранг международного в виде IEC 60581, а на территории Советского Союза был повторен в рамках ГОСТ 24388-88. В принципе, это больше описательный стандарт, который указывает граничные значения основных характеристик для звуковоспроизводящего оборудования, таких, как АЧХ (амплитудно-частотная характеристика), коэффициент нелинейных искажений и уровень шума (отношение сигнал/шум).

Но исторически нет ни одной явной привязки понятия Hi-Fi к названным стандартам, такой значок изначально ставился на высококачественное оборудование, а потом его стали использовать все, кому не лень. В результате у нашего современника Hi-Fi ассоциируется с устройствами невысокого качества.

Термин Hi-End из той же оперы, он, скорее всего, происходит из того же сообщества аудиофилов и чаще всего подразумевает Hi-Fi технику, собранную из более дорогих и навороченных компонентов.


Активные и пассивные АС

По структуре организации рабочей схемы подключения акустические системы делятся на активные и пассивные. В первом случае усилитель является встроенным в саму систему, во втором - является внешним отдельным устройством.

Нужно сказать, что для домашних и небольших комплексов в последнее время пассивные АС являются все менее и менее распространенным вариантом. Чаще их можно встретить в студиях звукозаписи, хотя и там сейчас очевидна подобная смена приоритетов для маломощных устройств.

Активные акустические системы подразумевают более удобные для подключения и использования комплекты - это со стороны пользователя. Плюс ко всему, по сравнению с предыдущими поколениями, сейчас реализуется более правильная привязка, а именно - характеристики усилителя должны быть согласованы с возможностями колонок, а не с источником сигнала, как было раньше (магнитофонами, проигрывателями виниловых дисков). Производителям гораздо легче делать согласование параметров основных структурных элементов звуковоспроизводящей системы (сопротивление, выходную мощность, коэффициент демпфирования, работу кроссоверов и тому подобное).


Профессиональные различия: ближнее, среднее и дальнее поля

В профессиональной звукозаписывающей технике акустические системы называют мониторами (системами мониторинга). Они разделяются на три типа, в зависимости от их месторасположения в студии по отношению к звукорежиссеру: ближнего поля (nearfield), среднего поля (midfield) и дальнего поля.

Мониторы ближнего плана, как понятно из названия, устанавливаются близко к слушателю (расстояние примерно 1-1,5 м). Причем для стерео нужно знать правило равностороннего треугольника: расстояние между колонками, а также расстояние от каждой колонки до слушателя должны быть одинаковыми. Это, кстати, важно не только для профессиональной сферы, но и для прослушивания в обычных условиях. Кстати, некогда среди логотипов известной компании Sony был равносторонний треугольник, подразумевающий именно это правило.

Мониторы ближнего поля наиболее часто применимы в домашних условиях и в рамках небольших студий. Близкое расположение к слушателю позволяет работать с прямым сигналом, а отраженные волны не имеют большого влияния. Следовательно, не требуется особых акустических условий.

Мониторы среднего поля относятся на расстояние 1,5-2,3 м. Они являются более мощными, по сравнению с ближним планом, хотя есть и гибриды nearfield/midfield. В ряде случаев для работы со средним полем уже потребуется акустическая обработка помещения.

Мониторы дальнего поля относятся на достаточно большое расстояние. Это мощные широкополосные решения, которые используются в дорогих специализированных студиях.

В рамках нашего обзора мы будем рассматривать мониторы ближнего поля, как самый дешевый и наиболее востребованный на рынке вариант.


Многополосные АС. Борьба за низкие частоты

Стандартная звуковая колонка акустической системы состоит из двух громкоговорителей - НЧ/СЧ-динамика (вуфера, woofer) и ВЧ-излучателя (твиттера, twitter). Это стандартный двухполосный вариант. Чем меньше размеры диффузора НЧ/СЧ-динамика, тем четче он передает средние частоты, но в это же время появляются проблемы с воспроизведением низких. Увеличив диффузор, мы получаем несколько обратный эффект, говоря простыми словами, он становится более инерционен, поэтому средние частоты воспроизводятся с искажениями и в большинстве случаев мы имеем средний вариант с использованием всевозможных ноу-хау для улучшения низкочастотной отдачи, среди которых следует выделить четыре наиболее часто встречаемых варианта:

  • Фазоинвертор. Дело в том, что излучает не только лицевая сторона диффузора, но и задняя. Можно использовать и ее отдачу с выделением определенных частот. Качественные расчеты фазоинвертора - очень трудоемкий и сложный процесс. В большинстве случаев внешне они выглядят как отверстия в корпусе колонок, чаще всего выведенные на фронтальную панель (хотя в пользовательских моделях могут располагаться по бокам и сзади).
  • Пассивный излучатель ("пустышка"). В корпус колонки вставляется электродинамическая головка без магнитной системы и звуковой катушки, то есть, фактически один диффузор. В зависимости от его массы и размера можно регулировать низкочастотную отдачу. По существу, очень схоже с идеей фазоинвертора.
  • Сабвуфер. Специальная колонка, воспроизводящая супернизкие частоты.
  • Трехполосные АС. За воспроизведение каждой частотной области (НЧ, СЧ, ВЧ) отвечает отдельный громкоговоритель.

Есть и другие ноу-хау, но в мониторах ближнего поля и бюджетной Hi-Fi/Hi-End технике вы чаще всего можете столкнуться с перечисленным выше.


Многоканальные АС

Наиболее популярными на пользовательском рынке являются системы 2.0 (или просто стерео) и 2.1 (стереопара+сабвуфер). Напомним, что в обозначениях с помощью цифр, единица после точки (*.1), исторически обозначает не столько сабвуфер как отдельную колонку, сколько ширину его частотного диапазона (одну десятую от основного, если смотреть по логарифмической шкале, а проще - представить в виде воспроизводимых октав). Данное объяснение встречается довольно часто.

3.0, 3.1, квадро - довольно редкие гости на нашем рынке, хотя они достаточно популярны для небольших домашних кинотеатров во многих зарубежных странах.

А у нас следующими по популярности идут акустические системы 5.1.


Почему колонок много, а сабвуфер один?

Основные стандарты многоканальных акустических систем рассчитывались исходя из специфики нашего слухового восприятия. Дело в том, что локализацию (месторасположение) источников звука в пространстве мы можем определить:

  • на частотах выше 300 Гц по разнице фаз (иными словами, благодаря сравнению времени прихода звуковой волны источника в правое и левое ухо),
  • и выше 1 КГц - по громкости (звуки на высоких частотах быстро затухают, то есть мы сравниваем амплитуды).

Соответственно, ориентируясь только на полосу ниже 300 Гц, мы не можем точно сказать, где находится источник звука. Именно поэтому сабвуфер один.

Также внедрение сабвуфера позволило существенно сэкономить производителям и решить множество проблем с воспроизведением низких и супернизких частот.

Кстати, говоря о локализации, многие специалисты рекомендуют использование не одного, а двух сабвуферов. Такие варианты можно нередко увидеть в многоканальных системах пользовательского Hi-End класса, но, по существу, для условий небольших по размерам помещений такое ноу-хау не имеет под собой определенного технического смысла.

(Продолжение следует)

Кристофер,
christopher@tut.by,
www.gigamark.com

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

26 за 2010 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!