Отдельные элементы компьютерной игры: как можно защитить права на интеллектуальную собственность?

Во всем мире (и Беларусь не исключение) интеллектуальная собственность подлежит правовой охране, которая направлена на защиту исключительных и личных неимущественных прав на объекты интеллектуальной собственности. В законодательстве дан перечень того, что относится к таким объектам – это результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг.

Компьютерные игры тоже являются чей-то интеллектуальной собственностью и состоят из множества составляющих: исходный код, изображения, анимация, объекты графики, персонажи, музыкальные элементы, сценарий и т.д. Порядок охраны тех или иных составляющих может отличаться в зависимости от их природы и существа. Юрист Legaltax Надежда Смахтина разъясняет, как можно защитить права на отдельные элементы компьютерных игр как интеллектуальную собственность и как предупредить кражу отдельных элементов интеллектуальной собственности.

 

Авторское право

Отношения, которые возникают в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы, искусства являются предметом регулирования авторского права, сфера действия которого охватывает как обнародованные, так и необнародованные произведения.

Если рассматривать применение авторского права в контексте компьютерной игры, то оно может распространяться на такие ее элементы, как, например, код, текст, сюжет, графические и музыкальные элементы.

Само по себе авторское право возникает в силу факта создания произведения, подпадающего под регулирование авторским правом. При этом, для возникновения и осуществления авторского права не требуется соблюдения каких-либо формальностей, как в случае с регистрацией товарного знака — для выдачи свидетельства на товарный знак необходимо пройти определенные процедуры.

Такие права как право авторства, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование, право на отзыв являются личными неимущественными правами автора и охраняются бессрочно. Исключительные права на произведения и иные имущественные права, за некоторыми исключениями, охраняются на протяжении всей жизни автора и 50 лет после его смерти. К таким правам относятся, например, воспроизведение произведения, распространение экземпляров произведения, переработка произведения для создания производного произведения и т.д.

В Беларуси действует презумпция авторства, которая означает, что автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на экземпляре произведения, при отсутствии доказательств иного. Тот факт, что возникновение авторского права связано с моментом создания произведения и не требует каких-то дополнительных действий со стороны автора, имеет и негативные последствия, так как отсутствует своего рода четкая задокументированная «фиксация авторства», которая упрощала бы процесс доказывания в случае возникновения спорных ситуаций.

Учитывая современные реалии в индустрии компьютерных игр, скорость ее развития, высокую и зачастую недобросовестную конкуренцию, производители игр, будь то компании или отдельные физические лица, стараются максимально защитить свои труды и права на них и использовать все возможные способы, которые будут фиксировать их законное право использовать как произведения в целом, так и отдельные их элементы.

Делается это для того, чтобы уменьшить возможность незаконного использования результатов их деятельности, а в случае такого использования — иметь как можно больше доказательств при необходимости разрешения спора в судебном порядке. Ниже будут рассмотрены некоторые из доступных вариантов, которыми можно воспользоваться для дополнительной защиты компьютерной игры и ее отдельных элементов.

 

Товарный знак

Одним из таких вариантов является регистрация товарного знака. Сразу стоит сказать, что не все элементы компьютерной игры можно зарегистрировать в качестве товарного знака, как и нельзя зарегистрировать всю игру целиком.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы:

  • словесные обозначения, включая имена собственные;
  • сочетания цветов;
  • буквенные, цифровые, изобразительные, объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку, а также комбинации таких обозначений.

Таким образом, в качестве товарного знака, по крайней мере, можно зарегистрировать название компьютерной игры, ее логотип, в том числе в определенном цвете, персонажей и отдельные графические элементы игры, слоганы и т.д.

Правовая охрана товарного знака осуществляется на основании его регистрации.

В Беларуси такую регистрацию осуществляет Национальный центр интеллектуальной собственности (НЦИС).

Товарный знак может быть зарегистрирован как на компанию, так и на физическое лицо.

Для регистрации товарного знака необходимо:

- подать заявку в НЦИС, которая должна соответствовать требованиям, установленным Положением о порядке регистрации товарного знака и знака обслуживания (Положение о регистрации товарного знака), утвержденным постановлением Совета Министров от 28.12.2009 № 1719;

- оплатить патентную пошлину.

В случае положительного решения после рассмотрения заявки НЦИС выдает свидетельство на товарный знак и вносит соответствующие сведения в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Республики Беларусь. Кроме того, в НЦИС можно подать заявку на международную регистрацию товарного знака в установленном законодательством и международными договорами порядке.

Регистрация товарного знака действует 10 лет и может быть продлена неограниченное количество раз по заявлению владельца товарного знака, которое подается в течение последнего года действия такой регистрации. Продление осуществляется каждый раз на 10 лет.

 

Добровольная регистрация и депонирование

Регистрация и депонирование объектов авторского права и смежных прав является одним из механизмов, который используют для целей дополнительного удостоверения определенных фактов, включая факт существования объекта и указания лица в качестве автора или иного правообладателя объекта на определенную дату, а также сведений о регистрируемом и депонируемом объекте.

В Беларуси в контексте компьютерной игры возможно пройти процедуру регистрации и депонирования компьютерной программы в НЦИС.

По итогам такой регистрации сведения вносятся в Реестр компьютерных программ, программа депонируется (то есть экземпляр программы (в нашем случае – игры) передается на хранение), а заявителю выдается свидетельство о регистрации.

Сразу оговорим, что осуществление регистрации и депонирования не является условием или основанием возникновения авторского права или смежных прав.

Учитывая то, что регистрация производится по заявительному принципу,  не исключены ситуации, когда при наличии всех необходимых материалов за такой регистрацией обратится недобросовестное лицо, не являющееся автором или иным правообладателем.

При разрешении спора об авторстве и правах на компьютерную игру информация о регистрации и депонировании  может быть использована наряду с иными доказательствами, но не обязательно будет иметь решающее значение в процессе доказывания. Тем не менее, видится, что в качестве дополнительного средства защиты данный механизм можно также использовать.

Объекты авторского права можно также зарегистрировать и в других странах-участницах Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Например, в США в Бюро регистрации авторских прав при Библиотеке Конгресса США (United States Copyright Office), где можно произвести регистрацию не только компьютерной программы, но и иных объектов интеллектуальной собственности (рисунков, музыки и т.д.). В дальнейшем такая регистрация может служить дополнительным доказательством авторского права при наличии спора.

 

Авторские права на служебные произведения

Еще один момент, про который не стоит забывать – это надлежащее оформление передачи компании прав на результаты работ от работника. 

В данном случае многие компании считают, что и так все понятно: работник выполняет задание нанимателя по разработке игры или ее элементов в рамках своих должностных обязанностей, соответственно, личные неимущественные права принадлежат автору, а исключительные права на результаты такой деятельности принадлежат нанимателю. На практике же иногда возникают  сложности в доказывании, что та или иная работа выполнялась в рамках должностных обязанностей.

Поэтому рекомендуем учесть следующие моменты:

  • проверить, есть ли в трудовом договоре с сотрудником условия о служебных произведениях;
  • прописать в должностной инструкции работника функцию создания служебных произведений;
  • документировать и фиксировать выдачу работнику заданий на создание служебных произведений (целесообразно дополнительно урегулировать процедурные вопросы в локальных правовых актах).

Необходимо сделать базу, которая доказывала бы, что создание служебного произведения происходило именно в пределах трудовых обязанностей работника. Также не стоит забывать про установление надлежащего режима коммерческой тайны в компании как с работниками, так и с контрагентами.

 

 

 

Передача авторских прав от иных лиц

Объекты авторского права зачастую разрабатываются не только в силу трудовых отношений, но и в рамках гражданско-правовых отношений, когда выполняются работы по гражданско-правовому договору с привлечением третьих лиц.

При таких отношениях важно обратить внимание на процесс и порядок передачи объекта авторского права и прав на него заказчику. Например, при передаче какого-то графического элемента разумно не просто указать, какой элемент передается с его описанием, а прямо вставить изображение (например, персонажа) в документ, подтверждающий передачу объекта авторского права.

 

Разрешение споров и ответственность

В случае, если все же возникает спор, связанный с авторским правом и стороны конфликта не могут самостоятельно договориться, им следует обратиться в Коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь, в компетенцию которой входит рассмотрение таких споров, в том числе по первой инстанции. При подаче искового заявления необходимо представить все возможные материалы, которые бы подтвердили наличие у истца авторского права или иных прав.

При рассмотрении спора можно требовать как прекращения незаконного использования объектов авторского права, конфискацию и уничтожение контрафакта, так и возмещение убытков либо выплаты компенсации вместо такого возмещения. Максимальная сумма компенсации — 50 000 базовых величин, что составляет на сегодняшний день 1 850 000 белорусских рублей.

За нарушение авторского права лицо, допустившее нарушение, может быть привлечено к административной или уголовной ответственности в силу ст. 10.15 КоАП и ст. 201 УК соответственно.

 

Читайте новости первыми в нашем Telegram-канале!

Подписывайтесь на наш канал в Дзен!

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также