Мобильный мир в банковской сфере. Белорусская реальность

Аналитическое агентство Juniper Research считает, что к 2017 году более 1 млрд. пользователей мобильных телефонов будет использовать свои мобильные устройства для банковских нужд по сравнению с чуть более 590 миллионов пользователей в этом году.

На сегодняшний день свои фирменные мобильные приложения имеют все крупнейшие банки США и Европы. На российском рынке мобильный банкинг появился относительно недавно и на данный момент является активно развивающимся трендом. Уже сегодня 22 ведущих банка России представили свои мобильные продукты на рынке и продолжают их совершенствовать.


А что у нас?

На данный момент свое собственное мобильное приложение выпустили 3 банка: ОАО "Приорбанк", ЗАО "Альфа-Банк" и ЗАО "БелСвиссБанк". Остальные банки (ОАО "Беларусбанк", ОАО "Белинвестбанк", ОАО "Белагропромбанк", ОАО "БПС-Сбербанк" и ЗАО "Трастбанк") используют готовые продуктовые решения - мобильное приложение "IBA Мобильный банкинг" либо мобильное приложение информационно-процессинговой системы М-Банк, которые в значительной мере уступают полноценному мобильному приложению.

Практически все приложения предлагают стандартные функции оплаты счетов, просмотр курса валют, нахождение ближайшего банкомата/отделения банка. Однако некоторые из них, о коих будет упомянуто ниже, пошли немного дальше и дополнили свой продукт рядом функций, которые на сегодняшний день не имеют аналогов не только в Беларуси, но и в России и Украине.

 

На примере истории БелСвиссБанка мы хотели бы рассказать, как мобильное приложение позволяет облегчить жизнь и банку и его клиентам, поскольку именно БелСвиссБанк является первым банком в Беларуси, представившим собственное мобильное приложение, и на данный момент предлагает своим клиентам наиболее полный функционал приложения. Для разработки приложения была выбрана белорусская компания SoftTeco, специализирующаяся на мобильных приложениях и Java-проектах. Совместными усилиями представителей банка, бизнес-аналитиков, менеджеров проекта и команды инженеров была разработана концепция продукта, основные требования, план реализации и внедрения. Одним из ключевых факторов при выборе разработчика была скорость выхода продукта на рынок, поскольку один из конкурирующих банков (на "Приор" начинается) также вел работу над собственным мобильным приложением.

Основной целью проекта являлась реализация успешного опыта зарубежных банков и максимальный перенос всех услуг банка в мобильное приложение, имеющее понятный и удобной интерфейс и простой процесс регистрации. Меткая фраза Джобса "1000 песен в вашем кармане", когда-то взорвавшая мир продуктом iPod и полюбившаяся всеми маркетологами мира, теперь справедлива и в отношении приложения, которое позволяет "положить" в карман и целый банк при помощи мобильного приложения.

С момента публикации (июнь 2012) до настоящего времени суммарное число загрузок приложения "Мобильный банк" для платформы iOS и Android составляет около 5.000, что является хорошим результатом, учитывая тот факт, что продвижение приложения ограничилось выпадающей рекламой на tut.by и ссылкой для загрузки на сайте банка bsb.by. По словам представителя БелСвиссБанка, это позволяет судить о том, что "Мобильный банк" является востребованным и нужным продуктом, отвечающим нуждам клиентов.


Рассмотрим возможности приложения

Система позволяет:

  • осуществлять все виды платежей: оплатить мобильную связь и интернет, коммунальные платежи, платежи в системе ЕРИП/Расчет, свободный платеж;
  • осуществлять переводы средств между своими картами и на любую карту банка;
  • просматривать историю платежей с возможностью повторить платеж;
  • просматривать курсы отделений и пунктов обмена валют по пластиковой карте, курсы НБРБ и ЦБРФ на произвольную дату и выбирать лучший курс обмена валют в отделениях банка и обменных пунктах;
  • получать актуальную информацию, узнавать текущий остаток и статус карточки;
  • осуществлять поиск банкоматов банков-партнеров по Беларуси с адресами и статусами работы;
  • пользоваться функцией дополненной реальности;
  • обеспечивать безопасность и сохранность данных.

На трех последних функциях хотелось бы остановиться поподробнее т.к. именно они позволяют говорить о преимуществе приложение БелСвиссБанка перед остальными мобильными банками.

Функция поиска в приложении реализована на уровне указания адреса и с визуализацией на базе картографического сервиса Google и Yandex. Приложение позволяет не только найти нужный банкомат, но и также сообщает о его техническом состоянии. Нерабочие банкоматы отмечены на глобальной карте красными маркерами, исправные - традиционным зеленым.

Функция дополненной реальности является удобным дополнением основных функций, т.к позволяет клиентам определить ближайший банкомат в окружающем месте еще быстрее с указанием расстояния, направления и названия объекта. БелСвиссБанк является пока единственным банком, представившим данную функцию в своем мобильном приложении не только в Беларуси - такой функции нет и в аналогичных российских продуктах.

Однако наиболее весомым преимуществом приложения является сохранность личных данных клиентов, информации по платежам и защита от несанкционированного доступа. Разработчиками была реализована система безопасности, использующая шифрование при передаче и хранении данных. Логин и пароль привязаны только к одному телефону, что дает доступ в приложение только его владельцу и не позволяет залогиниться из другого места.


Таким образом, и что дальше?

На сегодняшний день мобильный банк в Беларуси находится в стадии активного развития и имеет массу перспектив и возможностей для дальнейшего роста. Анализируя западные тенденции мобильного банкинга, эксперты выделяют такие перспективы развития, как интеграция видео для связи с представителем банка или презентации услуг банка, расширение функций мобильного кошелька, внедрение бесконтактных платежей, расширение сегмента пользователей посредством добавления игр и социальных сетей, и другие. Однако для белорусского рынка данные прогнозы пока неактуальны, поэтому на данном этапе для банков приоритетным будет расширение возможностей приложения дополнительными услугами банка и совершенствование качества работы приложения.

Алена СЕДЕРЕВИЧУС, Анастасия КРИВОРОТОВА

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Читайте также