MIDI. Что это такое? (часть 2)

Коснувшись в первой части данного материала проблемы соединения нескольких MIDI-устройств в систему, мы оставили открытым вопрос: "А, собственно, какие преимущества дает такой подход?" Чтобы восполнить данный пробел, рассмотрим в качестве примера некоторые простые, но достаточно убедительные способы использования связки MIDI-инструментов.

Допустим, у нас есть электропиано и синтезатор, соединенные по схеме "MIDI OUT электропиано - MIDI IN синтезатора". Самым простым способом их совместного использования, естественно, является исполнение музыкального произведения в унисон. Исполнение какой-либо музыкальной партии на электропиано при таком соединении инструментов приведет к одновременному исполнению этой же партии и синтезатором. Причем синтезатор будет использовать для исполнения данной партии свой активный голос. Например, для того, чтобы смоделировать игру пианиста в сопровождении струнного оркестра, достаточно использовать патч рояля на электропиано и патч струнной группы на синтезаторе. Очень неплохо будет звучать и комбинация "клавесин электропиано - флейта синтезатора". В случае соединения аналогичным образом двух синтезаторов можно использовать одновременное звучание органа и хора. Звучание двух труб, слегка расстроенных относительно друг друга (для этого можно использовать, в частности, различные значения модуляции), делают духовой эффект более плотным, насыщенным. Список примеров подобного рода можно продолжать и продолжать: все это говорит лишь о том, что даже такие немудреные вещи могут обеспечить огромное богатство музыкальных возможностей.

В качестве примера более сложного использования данной связки MIDI- инструментов можно привести способ комбинации двух различных образцов звучания с какими-либо своеобразными характеристиками. Допустим, на первом синтезаторе музыкант использует патч с выделенной атакой, а на втором с подчеркнутым сустэйном. В результате он получит новый синтезированный звук со своими уникальными параметрами, объединяющий к тому же достоинства исходных образцов.

Как мы уже говорили, на профессиональном уровне дело обычно не ограничивается использованием двух MIDI-инструментов и двух образцов звучания. Система из 3-4-х MIDI-устройств, обладающая набором из сотен и даже тысяч различных голосов, десятками эффектов и т.д., предоставляет музыканту поистине неисчерпаемые возможности.

MIDI позволяет одновременно использовать самые различные типы музыкальных устройств. Только что мы рассмотрели примеры соединения двух клавишных инструментов, но каков результат будет в случае соединения, например, электропиано и ритм-машинки? Пусть электропиано в данном случае будет главным устройством, а ритм-машинка подчиненным. Нажав клавишу "до" в басовой части клавиатуры электропиано, вы услышите звук басового барабана от ритм-машинки, "ре" - соло барабана, "фа диез" - закрытого хай-хэта ... Таким образом вы получаете возможность играть на барабанах, нажимая на соответствующие клавиши электропиано. В случае же, когда главным устройством будет ритм-машинка, а электропиано подчиненным, возникнет обратная ситуация: исполнение ритм-машинкой какого-либо предустановленного ритма приведет к автоматическому исполнению этой же партии электропиано. Только здесь уже басовому барабану ритм-машинки будет соответствовать звучание ноты "до" электропиано. Стоит сделать небольшое отступление и сказать, что обычно ритм-машинки обладают ограниченной способностью воспроизведения нот и способны запомнить относительно небольшое количество партий. Поэтому для автоматического воспроизведения музыкальной информации лучше использовать либо секвенсор, либо компьютер.

 

В секвенсоре воплощены многие преимущества MIDI. Рассмотренные выше варианты соединения двух клавишных инструментов, помимо несомненных достоинств, имеют и некоторые узкие места: исполнитель ограничен рамками конкретной партии, исполняемой на главном MIDI-устройстве. Секвенсор же способен помнить достаточно большое количество музыкальных партий, что позволяет одновременно задействовать для их исполнения несколько MIDI-устройств. Это свойство секвенсора особенно ценно в процессе создания аранжировки, когда возникает необходимость написать и, естественно, прослушать несколько различных инструментальных и вокальных партий. В качестве примера рассмотрим систему, в которой секвенсор играет роль главного MIDI-устройства и контролирует синтезатор, исполняющий партию мелодии; электропиано, исполняющее гармоническую партию; второй синтезатор, исполняющий партию баса, и, наконец, ритм-машинку, исполняющую партию ударных (рис.1). Музыкальная информация для исполнения всех четырех партий хранится в секвенсоре и может быть автоматически передана остальным устройствам системы для воспроизведения.

Рис.1 MIDI система с использованием секвенсора

Далее мы попытаемся выяснить для чего же нужна, какими преимуществами обладает и из чего состоит типовая MIDI-система на базе компьютера.

Итак, для чего же нужна подобная система? Не скрою, что одним из достаточно распространенных ответов на данный вопрос является следующее утверждение: "Нужна, чтобы люди, у которых пальцы и уши растут из нижней части спины, могли "сочинять" свою нудную и тупую музыку". С другой стороны, как однажды написал Л.Землинский в журнале "Music Box": "...раз ее (подобную музыку) покупают, значит, проблема лежит глубже, чем кажется на первый взгляд". Но не будем о грустном. Людям с нормальной конституцией и здоровым менталитетом (к которым, разумеется, относятся и читатели "КВ") вопрос о целесообразности или нецелесообразности применения компьютеров в той или иной области должен казаться риторическим.

В эпоху предшествовавшую MIDI-компьютеры не предназначались для работы с музыкальной информацией. Даже чисто внешне компьютер никак не напоминает какой-либо музыкальный инструмент. Тем не менее развитие MIDI позволило музыкантам в полной мере получить все преимущества, которые дает использование компьютерной техники: значительный объем памяти для хранения музыкальной информации; высокую наглядность информации, предоставляемую большим дисплеем; возможность редактирования музыкальных материалов, возможность быстрого создания записей приемлемого качества, возможность подготовки и распечатки нотных партитур и многое другое. Компьютер, благодаря способности гибко использовать различное программное обеспечение, способен объединить в себе самые различные MIDI-устройства: например, секвенсор, синтезатор, сэмплер, модуль эффектов и т.д.

В состав компьютерной MIDI-системы, помимо собственно компьютера, по большому счету, может входить все что угодно, лишь бы это устройство обладало стандартным набором "MIDI IN - MIDI OUT - MIDI THRU". Функциональная схема одного из возможных вариантов подобной системы приведена на рис.2. Что такое компьютер и MIDI-клавиатура, понятно всем без исключения, хотя бы и по рисункам. А вот на звене "MIDI-обрабатывающее устройство - МIDI-звуковой модуль" хотелось бы остановиться поподробнее. Под фразой "MIDI-обрабатывающее устройство" (MIDI Processing Unit) подразумевается элемент компьютера, реализующий интерфейс MPU-401. Звуковой модуль (он же тон-генератор) представляет собой плату или отдельное устройство с Wave Table-синтезатором и набором образцов звучания, находящихся в ROM. В реальной жизни оба рассматриваемых элемента в подавляющем большинстве случаев объединены в одно устройство, именующееся, как многие уже догадались, звуковой картой. Справедливости ради надо отметить, что для получения достаточно качественного звучания чаще используется комбинация "звуковая карта - дочерняя карта" (например, Turtle Beach "Tahiti" и Yamaha "DB 50 XG"), реализующая подход, указанный на схеме. Для иллюстрации приведем также классический пример такого решения на базе изделий фирмы Roland (совершенно незаслуженно обойденных в ряде публикаций на данную тему): интерфейсная карта "MPU-401 AT" и дочерняя карта "SCB-55 GS" (рис.3), представляющая собой компьютерную версию известного модуля Sound Canvas "SC-55ST". Вы можете спросить: "Почему незаслуженно обойденных?" Потому, что "SCB-55 GS", быть может несколько уступая XG картам по количеству вариаций патчей и эффектов, обладает, тем не менее, не худшим качеством звука. Кроме того, судите сами, в любой мало-мальски приличной игрушке в Sound setup'е вы гораздо чаще встретите строку Roland Sound Canvas, чем, предположим, Ensoniq Soundscape, Yamaha DB 50 XG или Turtle Beach Tropez (думается, что, стыдливо прикрывая глаза ладонью, многие из нас подумают: "А ведь это тоже показатель!") Есть и еще одна достаточно серьезная причина, по которой тандем "MPU-401 AT" и "SCB-55 GS" заслуживает внимания. Дело заключается в том, что обычная звуковая карта предполагает подключение других MIDI-устройств через game port (он же MIDI port). Если же вы являетесь обладателем достаточно серьезного инструмента, то здесь вас могут подстерегать определенные неприятности - минимум, потребуется переходник, а в некоторых случаях при таком соединении придется сильно попотеть, разбираясь с драйверами, конфликтующими IRQ и т.п., чтобы получить от инструмента все, на что он способен. На "MPU-401 AT" стандартно устанавливаются мини DIN-коннекторы и подобной проблемы не возникает. К слову, подавляющее большинство инструментов профессионального уровня подключаются к компьютеру через последовательный порт (рис.4) или разъем SCSI, что также наводит на определенные размышления. Заслуживает внимания и PCMCIA вариант Sound Canvas - Roland SCP-55, являющийся чуть ли не единственной приличной звуковой картой для ноутбуков. В последующих публикациях мы планируем более подробно остановиться на практических аспектах функционирования собственно компьютерных систем, здесь же, не нарушая заявленных в первой части материала рамок, ограничимся лишь общими соображениями.

Рис.2 Функциональная схема MIDI-системы на базе компьютера

 

Рис.3 Дочерняя карта Roland «SCB-55 GS», устанавливаемая на стандартную 16-битную звуковую карту через коннектор типа Wave Blaster

 

Рис.4 Вариант подключения MIDI устройства к компьютеру через последовательный порт

В настоящее время компьютерные MIDI-системы могут включать в себя не только клавишные инструменты, но и некоторые другие, казалось бы вовсе не приспособленные для этого. Пример MIDI-системы с использованием гитары представлен на рис.5. Для очень любознательных читателей не лишним будет узнать, что известный синтезаторщик Robert Moog планирует обеспечить возможность использования в MIDI-системах даже такого экзотического инструмента как терменвокс (изобретенного, кстати, Львом Семеновичем Терменом).

Рис.5 MIDI система, включающая гитару

Кроме уже названых типов MIDI-устройств, существует и немало других. Это всевозможные MIDI-эффекторы, модули расширения, MIDI-драйверы, интерфейсные модули и т.д. Их назначение - еще больше раздвинуть границы использования MIDI, а также обеспечить совместное использование MIDI-инструментов и устройств, основанных на других принципах (например, секвенсор может быть синхронизирован с многодорожечным магнитофоном для увеличения общего доступного числа треков).

В следующей части нашего MIDI-сериала мы более подробно коснемся вопросов, связанных со структурой передаваемой MIDI-устройствами информации.

Виктор МОРОЗОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

22 за 1997 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!