Полный отпад

Уходящий 1997 год порадовал всех нас просто-таки фантастическим обилием игрушек - хороших и разных. Конечно, хороших было не так уж много, зато уж от разнообразия просто темнело в глазах. Чего только не появилось - и стратегии, и квесты, а уж об обильно насыпанных аркадах, экшенах и прочих 3D-шутерах и говорить страшно. Что самое удивительное - в этом году явно пережил (и переживает до сих пор) второе рождение столь любимый мной жанр RPG. Казалось бы, разработчики игр от него отвернулись - ан нет, чувствуется в народе спрос на старые добрые role playing games. В качестве примера можно привести "чистые RPG" Realms of Arkania 3, Lands of Lore 2, Betrayal in Antara, еще не вышедший Might & Magic 6 и множество игр других жанров, содержащие "элементы RPG". Естественно, что как только появляется мода на определенный жанр, появляются и откровенно слабые игры, которые должны подняться на волне этой самой моды.

Поэтому я сперва весьма настороженно отнесся к надписи "это круче Diabolo" на коробке с игрой Fallout. Причем, потому, что Diabolo - НЕ RPG. Да, господа Diaboloпоклонники, Братец Лис, как говорится, не джентльмен. Потому что в RPG упор делается не на то, чтобы "пройти", а на то, чтобы играть. Причем, играть - не означает надавать всем монстрам по рогам. Вам нужно будет исследовать окружающий мир, общаться с персонажами, раскручивать сюжет (в этом RPG сходны с квестами). В хорошей RPG противников вообще должно быть немного и их присутствие всегда должно обосновываться сюжетом (а не желанием разработчиков растянуть игру надолго). С этой точки зрения примером может служить Realms of Arkania (особенно вторая часть). Теперь посмотрим на Diabolo - там же черти и прочие демоны лезут из каждого угла десятками. Таким образом (плюс real time) игра превращается в зарядку для указательного пальца, чем роднится со среднестатистической аркадой под Windows. Второй отличительной чертой RPG является главный герой. В отличие от квестов, где он просто присутствует и делает то, что положено по сюжету, в RPG герои (или герой) достаточно тщательно описываются (вводятся параметры и навыки) и соответственно могут сделать только то, что могут (ну не умеет друид взламывать замки, а вор - колдовать). Соответственно в RPG очень большое внимание отводится созданию и развитию героя - чем больше существует параметров и навыков и чем лучше вписываются они в игровой мир - тем живее и реальнее он становится. А именно это и является целью ролевой игры - RPG. Так что Diabolo - ни в коем случае не RPG. Это игра типа Rogue - и соответственно по своему духу намного ближе к Hexen 2, чем к Fallout. Поэтому если вам нравится Diabolo - Fallout может вас разочаровать (а, может, и нет).

Но вернемся к самой игре. Начнем, как обычно, с сюжета. Дело происходит в Америке, в 2156 году, как водится - после ядерной войны. Война, как об этом рассказывается в заставке (между прочим, сделанной с большим вкусом, хоть и без использования видео) произошла в 2076 году и оставила после себя разрушенные города и зараженную радиацией землю. Часть людей выжила на поверхности, часть скрылась в подземных убежищах (Vault) и осталась в них на долгие годы. В одном из таких убежищ и жил наш герой - до тех пор, пока не сломалась система очистки воды. Теперь хочешь - не хочешь, придется отправляться на поверхность за деталью для этой самой установки. Получив минимум припасов, пистолет, из которого можно разве что застрелиться, и ценные указания от начальника убежища, наш герой выбрался за толстую стальную дверь и впервые оказался на воле... Теперь у вас есть в запасе пять месяцев, чтобы снабдить свое убежище водой. Но не все так просто: поверхность населена и там правят законы, известные по фильму Mad Max. Без шотгана никуда. В общем, все как полагается: мирные поселения, торговцы, разбойники, мутанты и заброшенные военные базы, хранящие секреты погибшей цивилизации. Очень хорошо проработанный игровой мир, создающий ощущение присутствия на развалинах цивилизации (чего стоит приветствие "да не выпадут твои волосы" или фраза "пусть дождь не освещает тебе дорогу в ночи"). Множество персонажей, нелинейный сюжет. Кроме основной сюжетной линии, имеются дополнительные задания, за выполнение которых дают что-нибудь полезное.

Как и положено настоящей RPG, в Fallout очень хорошо проработана система развития персонажа. Список параметров и навыков занимает целый экран. Все они делятся на четыре категории: stats (параметры), skills (навыки), traits и perks. Stats - основные характеристики героя: сила, ум, острота зрения, ловкость и т.д. Каждая из них может проявляться в разных ситуациях: например, сила весьма полезна в рукопашном бою, определяет снаряжение, которое может носить персонаж, и, кроме того, чем меньше сила, тем хуже владеет герой тяжелым оружием. Skills - приобретенные навыки: умение стрелять из разных видов оружия, драться голыми руками, ремонтировать сломанное оборудование или прятаться. Traits - выбираются при создании персонажа (максимум два) и характеризуют его способности - например, устойчивость к радиации или меткая стрельба. Perks - даются через каждые три уровня (при выбранном trait'е Skilled - через четыре): дополнительные способности. Такая гибкая система позволяет создать героя на любой вкус: от здорового тупого амбала, который валит всех одним ударом кулака и до демагога, который может убедить кого угодно в чем угодно, практически не прибегая к насилию. Прелесть игры заключается в том, что ее можно пройти до конца и тем, и другим. При использовании среднего варианта (ворюги со склонностью к наукам и снайперской стрельбе) примерно половина experience получается во время боев, а остальное - мирным путем. Кстати, все три вышеперечисленных типа героев заранее созданы, остается лишь модифицировать их по своему вкусу.

Теперь о снаряжении: его много. Одного оружия десятка два разновидностей: начиная с кастетов и ножей и кончая плазменной винтовкой, огнеметом и всевозможными лазерами. В общем, выбор богатый, плюс гранаты. Но одним оружием жив не будешь, есть еще броня. Тут разработчики применили весьма оригинальную модель: существует несколько типов повреждений (обычные, от огня, взрывов, лазерных лучей и плазмы). Для каждого из этих типов указаны цифры (например, 4/30%) - это значит, что броня поглотит 4 единицы повреждений полностью и 30% от оставшихся. Кроме того, броня имеет Armor Class, который определяет вероятность попадания в игрока. Такой продуманной системы бронирования я не видел еще ни в одной RPG. Ну а остальные предметы тесно связаны со спецификой послевоенного существования - счетчик Гейгера, лекарства от радиации, наркотики. И все это рано или поздно пригодится в игре.

 

И, наконец, о внешнем виде. Fallout очень хорошо прорисован: SVGA-графика позволяет прорабатывать мельчайшие детали пейзажей, и художники Interplay пользовались этой возможностью вовсю. Палитры подобраны так, что создается полное впечатление прошедшей катастрофы. В общем, графика очень даже ничего себе. Изометрическая проекция (вид сбоку и сверху) и плавный скроллинг позволяет видеть все происходящее вокруг (как в Diabolo). Музыка выше всяких похвал: не навязчивая и в то же время прекрасно подчеркивающая общую атмосферу. И пошаговые бои - по моему мнению это единственный правильный способ ведения боев в RPG, поскольку только он позволяет в полной мере реализовать все возможности вашего персонажа. Принцип боев сильно напоминает UFO: те же action point и проблема выбора - то ли выстрелить один раз прицельно, то ли два раза наугад. Кстати, в Fallout есть возможность стрелять в определенную часть тела. Причем, при выстреле в глаз или голову можно убить противника насмерть или оглушить (ослепить) его. Ну а если противник схватит по-настоящему сильный удар, то покатится голова, полетят ошметки и вообще будет лужа крови. Мелочь, а приятно.

Требования к железу: Pentium 90, Windows 95 или DOS, 16 Мб ОЗУ (32 под DOS), 1.9 Мб на винчестере (дополнительно до 100 Мб под записи), 2xCD-ROM (можно полностью установить игру на винчестер).

В общем, очень рекомендую. Пока что эта игра может смело претендовать на звание лучшей RPG года. Опять же отзывы мировой общественности в Internet многочисленны (игра вышла только в начале октября, а уже существует больше 30 фэновских сайтов) и исключительно благоприятны.

Константин АФАНАСЬЕВ,
AKG_Monster@usa.net

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

50 за 1997 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!