Видеоакселератор Diamond Multimedia Systems "Stealth II S220"

Еще каких-нибудь два-три года назад, говоря о видеоакселераторах американской компании "Diamond Multimedia Systems, Inc", можно было с уверенностью утверждать, что подавляющее большинство из них основаны на чипах S3. Diamond Multimedia в течение очень долгого времени (по компьютерным меркам) оставалась верна своим пристрастиям в отношении микросхем S3 применительно к изделиям, ориентированным на массовый рынок, однако минувший год, похоже, изменил ситуацию вплоть до наоборот. Сначала в печати появились сообщения о заключении соответствующих соглашений с 3Dfx, NVIDIA, Rendition и 3Dlabs, а к концу года в широкой продаже появились и новые видеоакселераторы с маркой Diamond Multimedia. О некоторых новинках этой известной американской компании мы уже писали, но кульминационным моментом стало появление видеоакселератора "Stealth II S220". На первый взгляд сам факт появления очередной серии плат под названием "Stealth" еще ни о чем не говорит и уж никак не может являться кульминацией видеоакселераторостроения. Дело в том, что слово "stealth" всегда ассоциировалось с видеакселераторами для домашних и офисных компьютеров, пусть добротными и высокопроизводительными, но которым при желании можно было подыскать аналоги и у других производителей. Кульминационным же моментом выпуск платы "Stealth II S220" является потому, что данное изделие закрывает собой последнюю нишу, в которой до этого момента господствовали микросхемы S3. Судите сами: на рынке профессиональных решений Diamond Multimedia ориентируется на чипы 3Dlabs (серия "Fire GL"), новейший высокопроизводительный универсальный видеоакселератор "Viper V330" создан на основе чипа NVIDIA Corp. "RIVA 128", видео/аудиоплаты серии Monster, ориентированной на развлекательные 3D-приложения и игры, базируются на чипсете 3Dfx "Voodoo", а герой данной статьи - видеакселератор "Stealth II S220" использует чип Rendition "Verite V2100". Кроме того, выпуск "Stealth II S220" говорит еще и о том, что поворот в сторону 3D-акселерации окончательно свершился, и с этого момента аппаратная поддержка ускорения трехмерной графики будет непременным атрибутом изделия любого ценового диапазона, претендующего на успех в качестве коммерческого продукта.

Теперь, после того как мы указали роль и место "Stealth II S220" на рынке современных видеоакселераторов, можно спокойно рассмотреть все плюсы и минусы данной платы.

Несколько слов о конструктивных особенностях "Stealth II S220". Как уже было сказано, данный видеоакселератор был создан на основе 64-битного чипа Rendition "Verite V2100". Кристаллы Rendition традиционно сильны в области трехмерной акселерации (об этом мы подробнее поговорим ниже) и так же традиционно не показывают выдающихся результатов на двумерных операциях. Поэтому нет ничего удивительного в том, что нас прежде всего интересовало то, каким способом такой признанный авторитет, как Diamond Multimedia, собирается добиться общей высокой производительности. В этом плане установка на плату 4 Мб быстрой 100 МГц-й памяти типа SGRAM в сочетании с RAMDAC 170 МГц свидетельствуют о самых серьезных намерениях. Управление работой устройств "Stealth II S220" осуществляется при помощи BIOS, размещаемой во флэш-памяти. Поддерживаемые данным видеоакселератором графические режимы сведены в таблицу 1.

Таблица 1
Графические режимы, поддерживаемые «Stealth II S220»
Разрешение Глубина цвета Частота вертикальной развертки (Гц)
    56 60 70 72 75 85 120
640 x 480 256 - X - X X X X
65k - X - X X X X
16M - - - X X X X
800 x 600 256 X X - X X X -
65k X X - X X X -
16M X X - X X X -
1024 x 768 256 - X X X X X -
65k - X X X X X -
16M - X X X X - -
1152 x 864 256 - X X X X X -
65k - X X X X - -
1280 x 1024 256 - X - - X X -
65k - X - - X - -
1600 x 1200 256 - X - - - - -

"Stealth II S220" работает с величинами частоты горизонтальной развертки в диапазоне 31.5 - 91 KГц и вертикальной - в диапазоне 43,5 - 120 Гц. Эти значения в полной мере соответствуют возможностям большинства современных мониторов с диагональю 15-17 дюймов. Излишне говорить, что "Stealth II S220" рассчитан на шину PCI 2.1. Помимо всего перечисленного, на плате имеется специальный коннектор для подключения дочерних плат видеотюнера/видеобластера или DVD-декодера. В завершение такого краткого перечня технических характеристик рассматриваемого видеоакселератора остается указать требования к компьютеру, в который может быть установлен "Stealth II S220": Pentium 90 МГц и не менее 8 Мб ОЗУ.

 

Отдельного упоминания заслуживают возможности "Stealth II S220" по ускорению трехмерной графики. Список аппаратно поддерживаемых чипом "Verite V2100" трехмерных функций достаточно внушителен, поэтому подробно мы остановимся только на некоторых из них. Одной из особенностей чипов Rendition является наличие интегрированного RISC-процессора для выполнения расчета треугольников - одной из ступеней обработки трехмерных графических изображений, сильно влияющей на общее быстродействие системы, если такая задача оказывается возложенной на плечи центрального процессора. Далеко не все недорогие платы могут похвастаться подобными вещами. К примеру, чип ViRGE, которым оснащались платы "Stealth" предшествующего поколения, рассчитывать треугольники не умел, да и вообще в лидерах в плане трехмерной акселерации не числился. Следующим важным моментом является наличие аппаратно реализованной коррекции перспективы. Качество коррекции перспективы платы "Stealth II S220" можно оценить по рисунку 1, где слева показано изображение объекта без коррекции перспективы, а справа - после осуществления таковой.

Рис.1

На сути данного приема мы останавливались уже неоднократно, поэтому сразу перейдем к аппаратно реализованному сглаживанию кромок (аnti-aliasing). Наличие зубчатых кромок, в принципе, присуще любому компьютерному изображению, - тем приятнее, что "Stealth II S220" обеспечивает вполне приличное качество сглаживания. Следующим способом улучшения качества трехмерных изображений является так называемое альфа-сопряжение (аlpha blending), представляющее собой соединение двух изображений с различными уровнями прозрачности таким образом, что одно из них становится видимым через другое. Прозрачность объектов в этом случае определяется как их альфа-значения или альфа-уровни. Пример альфа-сопряжения представлен на рисунке 2, где слева показано изображение без альфа-сопряжения, а справа - с качеством, обеспечиваемым платой "Stealth II S220".

Рис.2

Еще одним немаловажным достоинством данного видеоакселератора является аппаратная реализация имитации тумана. Как видно даже из уже перечисленных приемов ускорения трехмерной графики, плата "Stealth II S220" способна обеспечить весьма впечатляющее качество изображения. Добавьте сюда билинейную фильтрацию, предусматривающую комбинацию четырех цветов в трехмерном изображении для улучшения его разрешения; наложение текстур, что предполагает такое наложение двумерного графического изображения на 3D объект, которое позволяет ему принимать очертания последнего; заливку по Гуро - метод закрашивания поверхности, имитирующий освещение ее реальным источником света и обеспечивающий плавный переход цветов. Также нашлось место и для трилинейной фильтрации методом mip-mapping, суть которого сводится к следующему. Текстурная карта имеет несколько уровней детализации и хранится в структуре, называемой mip-map. В процессе вычислений определяются текстурные координаты и точный уровень детализации. Это дает вам два ближайших уровня детализации из числа доступных в mip-map. В каждом из этих уровней осуществляется билинейная интерполяция, а затем линейная интерполяция между двумя уровнями (отсюда собственно и происходит термин трилинейная). Главное применение трилинейной фильтрации методом mip-mapping - изображение приближающихся и удаляющихся объектов. Завершает список наиболее значимых трехмерных функций Z-буфер, необходимый поскольку трехмерное изображение приходится формировать на двумерной поверхности монитора. В Z-буфере хранятся все значения, характеризующие глубину трехмерной сцены. Таким образом каждый пиксель на мониторе имеет значение "глубины (z)", а исполняемая программа, соответственно, знает, какой полигон должен находиться на переднем плане, а какой - на заднем.

После столь внушительного списка 3D-возможностей "Stealth II S220" уместно будет кратко охарактеризовать качество воспроизведения видео. Чип "Verite V2100" аппаратно поддерживает и вертикальную, и горизонтальную интерполяции, поэтому нет ничего удивительного, что все ролики одинаково гладко воспроизводились и в окне, и в полноэкранном режиме. Единственным недостатком было наличие мелких артефактов при переходе из одного режима в другой непосредственно в процессе воспроизведения и незначительные подергивания при воспроизведении MPEG. Однако, с другой стороны, от изделия данного ценового диапазона нельзя требовать абсолютного совершенства. В целом качество воспроизведения видео у платы "Stealth II S220" можно оценить как очень хорошее.

Что же касается производительности данного видеоакселератора, то тесты Ziff-Davis Winbench подтвердили наши предположения: искусство программистов Diamond Multimedia в деле написания быстрых драйверов сделало свое дело и на двухмерных операциях "Stealth II S220" показывает приличные, хотя и не рекордные, показатели. На рисунке 3 видно, что "Stealth II S220" несколько отстала от плат ATI XPERT@Play и Matrox Mystique220 в тестах Graphics WinMark. То же самое мы видим и в тестах WinMark DirectDraw (рис.4).

Рис.3
Рис.4

Однако, здесь не следует забывать, что и ATI XPERT@Play, и Matrox Mystique220 - платы гораздо более дорогие и относящиеся к другому классу, и тут уж, как говорится, никуда не деться - репутацию следует оправдывать.

В комплекте с видеоакселератором "Stealth II S220" поставляются прекрасно зарекомендовавшие себя утилиты InControl Tools, позволяющие легко менять разрешение экрана, частоту регенерации, параметры рабочего стола и т.п. Стоимость видеоакселератора составляет на сегодняшний 120$, но, думается, уже в самое ближайшее время опустится к отметке 100$.

Подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью утверждать, что "Stealth II S220" - весьма неплохая плата для дома и офиса с некоторым уклоном в сторону продвинутой трехмерной функциональности. В этом качестве она обладает высокой ценностью и будет в первую очередь интересна любителям современных компьютерных игр, а также всем тем, кто нуждается в достаточно быстром, функциональном и недорогом видеоакселераторе.

Виктор МОРОЗОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

01 за 1998 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!