О некоторых вопросах гарантии на комплектующие

Как правило, компьютер, приобретаемый для дома, редко приобретается в своей конечной конфигурации, особенно если он предназначен для студента или школьника. Очень часто сначала покупается компьютер в максимально простой конфигурации для текущих потребностей. С этого момента начинается стремительный рост компьютерной грамотности пользователя, увеличиваются его потребности, и вот уже буквально через пару месяцев он готов прикупить звуковую карту, привод CD-ROM, расширить память и т.п. Наиболее цивилизованный и безопасный способ заключается в том, чтобы принести свою ЭВМ в компьютерную фирму, оплатить стоимость новых комплектующих, стоимость монтажа и настройки, после чего забрать компьютер назад для дальнейшей эксплуатации. Этот способ модернизации практически никогда не вызывает вопросов, поскольку ни одна из уважающих себя фирм не вернет вам в результате проблемный компьютер. Разумеется, что это стоит несколько дороже, чем суммарная стоимость всей комплектации, и у неизбалованного деньгами рядового белорусского пользователя практически всегда возникает соблазн самостоятельно или с помощью знакомых купить все, что нужно, после чего своими силами интегрировать это в компьютер. Об этом способе нельзя однозначно говорить с предубеждением хотя бы потому, что финансовые возможности каждого клиента - очень болезненная тема. К тому же если покупатель действительно компетентен в сборке компьютеров, то самостоятельный монтаж комплектующих в целом безопасен. Большинство проблем вызываются именно тем, что пользователь не учел каких-то нюансов или попросту технически безграмотен. Еще хуже, когда это сочетается с излишней самоуверенностью в вопросах устройства компьютера. Такой покупатель звонит в компьютерную фирму и если получает отказ, то начинает требовать исполнения гарантийных обязательств, нередко параллельно ведя компанию по дискредитации фирмы в среде всех своих знакомых. Чтобы уменьшить число "обиженных" покупателей, попытаюсь сформулировать основные аспекты гарантийного обслуживания, основываясь на беседах с менеджерами и сотрудниками сервисных отделов нескольких минских фирм, продающих комплектующие.


Несовместимость

Несовместимость приобретенных и уже имеющихся комплектующих не является гарантийным случаем, поскольку в подавляющем большинстве она порождается некомпетентностью покупателя. Основная проблема при этом - выяснить, какие именно комплектующие в конфигурации конфликтуют между собой. Несовместимость чаще всего происходит, когда стыкуемые вместе комплектующие покупаются в разных местах, поскольку маловероятно приобрести набор конфликтующих между собой комплектующих в одном и том же месте. В таких случаях желательно индивидуально договариваться с продавцом, и многие фирмы идут навстречу клиентам, давая 1-2 дня (но не более!) на проверку комплектующих на совместимость с уже имеющимися.


Возврат денег

По крайней мере в Беларуси еще не принято возвращать полную стоимость работоспособных комплектующих по причинам типа "я за углом нашел дешевле", "ваш процессор с моей материнской платой несовместим", особенно если после момента продажи прошел более-менее продолжительный срок. Цены на комплектующие постоянно колеблются с тенденцией к уменьшению, и продавцам возврат денег за товар приносит колоссальные убытки, да и покупатель, решившийся на самостоятельную закупку комплектующих, все-таки должен сознавать, что делает. В качестве компромиссного решения ряд фирм готов выкупать назад проданные ими же комплектующие в течение ограниченного срока с определенной процентной скидкой, если эксплуатация не нанесла вреда товарному виду и другим продажным характеристикам продукции.

 


Механические и электрические повреждения

Если с механическими повреждениями вопрос ясен, как и со случаями самостоятельной пайки, то с электрическими повреждениями возникает масса спорных ситуаций. Причины здесь разные - от неполадок в электрической сети до неплотно одетой на комплектующее шины данных. Как правило, гарантия аннулируется при наличии визуально выгоревших компонент комплектующих или характерного запаха гари.


Настройка работоспособного оборудования

Нередки случаи предъявления претензий на совершенно работоспособные комплектующие - просто взявший на себя настройку пользователь оказался не в состоянии этого сделать. Конечно, многое зависит от отношений фирмы-продавца и покупателя, но такой случай является типичной настройкой оборудования, за которую фирма имеет моральное право потребовать оплату.

(Продолжение следует)

Дмитрий ПЕТРОВ,
buc@abbank.minsk.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

04 за 1998 год

Рубрика: 

На заметку
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!