Некоторые аспекты автоматизации хозяйственно-экономической деятельности предприятий

В силу многих объективных и субъективных факторов единых рецептов для выбора правильной концепции автоматизации предприятия, естественно, не существует. Это прежде всего размеры и форма собственности предприятия, профиль его деятельности, финансовое состояние, наличие службы АСУ, квалификация кадров и т.д. В данной статье приводится одна из возможных общих концепций автоматизации предприятия на базе опыта работы НТО "ЛюксСофт" в условиях белорусского рынка. Кратко ее суть можно сформулировать как разумное использование предлагаемых на рынке программных продуктов и услуг по их разработке, в сочетании с собственными возможностями по разработке программного обеспечения. Из этого следует, что предприятие должно иметь в своем штате хотя бы несколько специалистов по вычислительной технике и информатике, а также должна быть настоящая заинтересованность администрации в результатах автоматизации . Это два необходимых условия, без которых вести разговор о стройной концепции автоматизации не имеет никакого смысла.

На начальном этапе прежде всего необходимо выделить перечень задач, подлежащих автоматизации, и последовательность их реализации. Исходя из этого определяется хотя бы примерный бюджет, в соответствии с которым выбираются информационная и вычислительная платформы для реализации проекта. На этой стадии важно обеспечить единое информационное пространство в целях обеспечения обмена данными между подсистемами проекта. В первую очередь обычно решаются проблемы учета на низовом (базовом) уровне: склад, бухгалтерия, кадры, документооборот и т.д. Тем самым закладывается фундамент для дальнейшего проектирования подсистем анализа хозяйственной деятельности и принятия решений. Для автоматизации базового уровня наиболее дешевым и быстрым способом является приобретение готового программного обеспечения . Связанные с этим проблемы подробно освещались в статье "Выбираем программу экономического назначения", опубликованной в № 41 за 1997 год. Однако думается, необходимо еще раз тезисно привести основные моменты, на которые надо обратить самое пристальное внимание:

  • в качестве поставщика должна быть выбрана надежная фирма;
  • поставщик программного обеспечения - желательно и его разработчик;
  • возможность апробации продукта в реальных условиях предприятия-заказчика с учетом предоставляемой вычислительной техники, реальных объемов информации и специфики учета на предприятии;
  • получение информации о достаточно длительной работе пакета на аналогичных предприятиях;
  • оплата за продукт желательна после его внедрения;
  • качественное сопровождение продукта;
  • условия поставки новых версий;
  • гибкость программ относительно изменения политики учета или законодательства;
  • организация доступа к информации, ее наглядность, возможность манипуляции выделенными подмножествами информации, трудоемкость пути от "живой" информации к отчету и наоборот и т.д.;
  • возможность перемещения потерявшей свою актуальность информации в архив и обратно в целях сохранения производительности системы;
  • открытость системы для доработки.

Зачастую стандартные функции пакета, даже при наличии очень гибких механизмов настройки, по самым разным причинам не в состоянии удовлетворить все запросы заказчика. В данном случае приходится либо мириться с неудобствами, либо искать пути их преодоления. Эта проблема может быть решена путем доработки пакета специалистами разработчика за дополнительную плату. Однако этот вариант не всегда осуществим по финансовым или другим соображениям. В таком случае наиболее логично привлечение к доработке собственных программистов. Но для этого приобретаемое программное обеспечение должно предоставлять механизмы подключения новых функций доступа к структуре базы данных и исходным текстам интересующих программ. Очень важно, чтобы пакет позволял экспортировать информацию в среду MS EXCEL. Это позволяет значительно расширять его функции применительно к конкретному предприятию, например, в части формирования дополнительных отчетов, обсчета всевозможных калькуляций и себестоимостей, анализа информации и т.д.

В силу специфики каждого предприятия подсистемы верхнего уровня (анализ хозяйственно-экономической деятельности, принятие решений и т.д.) трудно поддаются формализации, и, следовательно, весьма затруднительно подобрать для этого готовое программное обеспечение. Предлагаемые на сегодняшний день решения в этой области чаще всего не удовлетворяют предприятия из-за их большой стоимости, недостаточной гибкости применительно к нашей непредсказуемой экономике. В данном случае предпочтительнее заказывать, а лучше вести самостоятельно разработку соответствующего программного обеспечения. Подсистемы базового уровня в регламентном режиме должны поставлять обобщенную или(и) детализированную информацию в качестве входных данных для подсистем верхнего уровня, реализованных желательно в клиент-серверной архитектуре. Попытки представления всей информации в распределенном виде могут привести к серьезному снижению производительности системы, дополнительным трудностям по организации регламентации доступа к данным и т.д. Помимо всего прочего блочный подход позволяет экономить значительные финансовые средства.

 

Опыт работы НТО "ЛюксСофт" с самыми разными заказчиками подтверждает приведенные выше соображения. На предприятиях "Минсклегавтотранс" и ОАО "Сукно", в магазинах "Престон-маркет" и "Eurolux" пакет прикладных программ (ППП) "Ветразь" успешно эксплуатируется в рамках приведенной выше концепции автоматизации предприятия. ППП "Ветразь" спроектирован на базе инструментального средства проектирования информационных систем - программного комплекса (ПК) "Квант". Используя механизм расширения функций пакета и возможности ПК "Квант", специалистами заказчика производится доводка базовых модулей пакета "Ветразь" к потребностям своего предприятия и проектирование других специфических подсистем. Не всегда следует отказываться и от идеи совместного использования конкурирующих пакетов в рамках одного проекта. Так в магазине "Престон-маркет" наша подсистема учета товаров в торговом зале на базе интеллектуальных касс успешно сопряжена с пакетом "1С-бухгалтерия" и разработками собственной службы программного обеспечения. Таким образом, специалисты фирмы-заказчика становятся реальными участниками процесса реализации проекта автоматизации, а не заложниками приобретенного в виде "черного ящика" программного продукта.

Предлагаемый подход, на мой взгляд, наиболее реалистичен для подавляющего большинства предприятий, у которых нет средств для содержания развитых разрабатывающих подразделений.

Антон Васильевич КИРКОВСКИЙ,
НТО "ЛюксСофт".
Адрес: 220023,г.Минск, пр.Ф.Скорины 113
Тел./факс (017) 211-85-43,211-86-78

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

18 за 1998 год

Рубрика: 

Software
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!