Пакеты трехмерной анимации

(Продолжение. Начало в №17)


SoftF/X

Byte corp.

SoftF/X ($395) поставляется комплектом, состоящим из одного лишь CD-ROM с программой. Печатная документация в комплект поставки не входит, поэтому до тех пор, пока вы не решите, что пора выложить еще $60 за книгу, единственным источником информации для вас будет огромный файл в формате PDF (Adobe Acrobat). В результате простой неопытный пользователь может даже не понять, на какую из появившихся после инсталляции иконок жать в первую очередь. Дополнительной прелестью является то, что в SoftF/X нет ничего похожего на Getting Started ("въезд") или Quick Tutorial (курс молодого бойца). Нет даже механизма поиска в файле справки.

К счастью, организация SoftF/X очень проста. Пакет состоит из двух отдельных, но прекрасно интегрированных приложений - моделера (Modeler) и аниматора (Animator). Перетаскивание объектов между ними просто и интуитивно понятно.

 

В моделер включены панели "Tools" (интструменты), "Actions" (действия) и "Select" (пометка). Но примитивы спрятаны в специальном диалоговом окне, которое появляется на экране, только когда вы выбираете команду Build Primitives в меню Edit. Выдавливание текста PostScript имеет слишком мало опций. Но уж если вы создали текст, вы можете экспортировать его в Аниматор как цельный объект или отдельные буквы, которые попадают точно на заранее определенное место или движутся по заранее заданной кривой.

Имеются определенные трудности с импортированием объектов, созданных другими пакетами 3D-графики. Входящий в состав поставки конвертер из форматов .DXF, .SCN, .TDD и .3DS не всегда дает удовлетворительные результаты.

Моделер предоставляет возможности наложения текстур и назначения материалов объектам, связывания объектов между собой в скелеты. Текстуры, материалы, карты и т.п. можно модифицировать прямо в программе (хоть возможности редактирования и не широки).

SoftF/X предоставляет хорошие возможности для работы с иерархически связанными объектами, но построение таких объектов сложно, требует высокой точности и может привести к трудно устранимым ошибкам.

Обзор временных линий (timeline) в Animator дает превосходные возможности контроля над любым актером (под этим термином понимают любой объект, участвующий в сцене) - предметом, источником света, камерой и т.д. Каждый актер имеет четыре связанных с ним временные линии - позицию, вращение, костюм (отражает, какой именно объект изображает актера в данный момент) и размер. Поскольку временные линии всех объектов изображаются в одном окне, легко добиться согласованных действий даже в сложных системах с большим количеством разнородных элементов.

Статичные картинки в SoftF/X удаются прекрасно - если использовать правильные настройки. А вот анимации в формате .AVI могут вызвать некоторое раздражение своим низким качеством. FLC-файлы смотрятся куда лучше и глаже.

Вообще говоря, хоть некоторые черты SoftF/X и присущи только программам классса high-end (например, прекрасный обзор временных линий), никак нельзя сказать, что этот продукт является передовым среди программ 3D-графики.

Минимальные системные требования - i386 с сопроцессором, 8M RAM, 40M HDD, MS Windows 3.1 (с Win32s).



Softimage 3D

Microsoft corp.

Этот пакет - самый мощный по своим возможностям из имеющихся сегодня для PC. Он достаточно прост в использовании, но интерфейс выдает, что корни этой программы лежат в недрах UNIX. Если вы не работаете в большой команде аниматоров, разрабатывающих один и тот же проект и не делаете физически корректных анимационных роликов для моделирования в области космических исследований, вы можете найти мощь Softimage и его цену ($7995 за базовый комплект, плюс дичайшие требования к "железу") несколько неподходящими.

Итак, хоть изучение интерфейса и может отнять время у взрощенного на Windows пользователя, профессиональные аниматоры найдут предоставляемую им комбинацию из "горячих клавиш", меню и операций, "завязанных" на мышь крайне эффективной для создания анимации. В отличие от LightWave 3D, Softimage постоянно сообщает пользователю смысл текущего выбранного действия при помощи строки состояния (Status bar).

Программа состоит из пяти модулей - Modeler (Моделер), Motion (движение), Actor (актеры), Matter (материалы) и Tools (инструменты). При этом такая схема разделения труда работает ничуть не хуже и не труднее в использовании, чем интегрированная схема 3D MAX!

Булевы операции - одно из немногих относительно слабых мест Softimage по сравнению с 3D MAX и Lightwave. Их всего три - пересечение, объединение и разница (XOR). Вычитание отсутствует.

Зато Softimage представляет самый богатый набор геометрических опций, таких, например, как использование треугольных полигонов вдоль оси U и четырехугольных - по V.

Свою репутацию сложного в работе инструмента Softimage заслужил скорее всего за свой механизм работы с инструментами. Выбрать необходимый инструмент можно только выбрав такие объекты, на которых можно его применить. При этом во время функционирования инструмента выделяться могут только те объекты, которые могут обрабатываться им при текущих установленных опциях. Поэтому необходимо тщательно соблюдать последовательность выделения объектов, подключения инструментов и их настройки.

С другой стороны, создание анимации в Softimage является очень простым процессом. Механизм инверсной кинематики пакета является не только самым качественным из известных на PC, но и самым простым в использовании. В отличие от 3D MAX, Softimage предоставляет возможность взглянуть на иерархию объектов в хорошо структурированном виде. Этот вид в виде схемы позволяет великолепно отлаживать инверсную кинематику.

В комплект базовой поставки входит большое количество высококачественных инструментов, включая набор, позволяющий имитировать физику (например, гравитацию), управлять столкновениями, деформацией, основанной на скорости (Q-Stretch), а также создавать динамические текстуры. Кроме того, существует громадный набор модулей расширения.

Если ваш проект сложен ПО-НАСТОЯЩЕМУ, вы можете приобрести за $13995 пакет Sogtimage 3D Extreme. Эти дополнительные вложения предоставят в ваше распоряжение новый механизм распределенного рендеринга mental-rey (который работает даже качественнее, чем превосходный встроенный), большое количество систем частиц, Meta-Clay для моделирования объектов в стиле скульптуры и утилиту для оптимизации анимации Softimage Live.

За всей этой мощью лежит другая, ничуть не меньшая - СУБД Softimage. Она сохраняет в процессе модификации все версии всех объектов - моделей, материалов и т.д. Эта база данных (у которой есть механизм обработки запросов) предоставляет уникальные возможности для разработок, в которых участвует несколько человек. Кроме всего прочего, в ней есть механизм ограничения доступа.

Итак, если для некоторых задач вполне подходит двигатель внутреннего сгорания, то для других требуется небольшой атомный реактор. Если вы один из таких родственников Дюка Ньюкема, смело выкладывайте денежки и не пожалеете.

Системные требования - PC на основе Pentium, Alpha или MIPS, 64M RAM, 1G HDD, MS Windows NT 3.51 ws. SP2 или позже.

Денис МАРГОЛИН

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

19 за 1998 год

Рубрика: 

Графика
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!